2013 г. начался с положительных изменений для представителей ІТ-индустрии. Согласно положениям Закона Украины №5091-VI «О внесении изменений в раздел ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины относительно особенностей налогообложения субъектов индустрии программной продукции», вступившего в силу с начала года, с 1 января 2013 по 1 января 2023 г. для юридических лиц, подпадающих под определение «субъект индустрии программной продукции», будут действовать налоговые льготы.
Кто есть кто
Согласно Закону, субъектом индустрии программной продукции считается субъект ведения хозяйства, который в течение предыдущих четырех отчетных кварталов отвечал установленным в этом же Законе обязательным критериям. Так, удельный вес доходов такого субъекта от осуществления им деятельности по реализации товаров, выполнению работ и предоставлению услуг в индустрии программной продукции, должен составлять не менее 70% доходов от всех видов его экономической деятельности. Первичная стоимость основных средств и нематериальных активов должна превышать 50 размеров минимальной заработной платы, установленной законом на 1 января отчетного года. Кроме этого, исключается наличие у такого субъекта налогового долга, а также постановлений о признании должника банкротом в соответствии и Законом Украины «О возобновлении платежеспособности должника или признании его банкротом».
Субъектом индустрии программной продукции может считаться и новообразованный субъект ведения хозяйства, при условии, что указанным критериям он соответствует с момента своего образования. Такому субъекту законодатель предоставляет «испытательный срок» в два отчетных квартала, по истечении которого орган Государственной налоговой службы (которая, как известно, ныне находится в процессе преобразования – прим. ред.) проводит внеплановую невыездную проверку. В случае выявления несоответствия субъекта обязательным критериям ему предписывается проводить отчисление налогов на общих основаниях. Более того, в течение 4 отчетных кварталов, следующих за кварталом, в котором были допущены нарушения, нарушитель лишается права использовать особенности налогообложения.
Во избежание последующих недоразумений представители Государственной налоговой службы особо подчеркивают, что, согласно пп. 1.4 Закона, под категорию новообразованных не подпадают субъекты ведения хозяйства, образованные после вступления в силу Закона путем реорганизации, приватизации, корпоратизации.
Раздача слонов
Кроме обязательных критериев соответствия, законодатель потрудился составить исчерпывающий список юридических лиц, имеющих право претендовать на гордое звание субъекта индустрии программной продукции и, соответственно, на право пользования особенностями налогообложения. В список «счастливчиков» попали:
- компании, издающие программное обеспечение, продающие его, предоставляющие лицензионные пакеты программ и компьютерных игр;
- компании, занимающиеся компьютерным программированием, технической поддержкой и адаптацией программ, написанием баз данных сайтов;
- консалтинговые компании, предоставляющие услуги по вопросам информатизации, планирования и разработки компьютерных систем;
- предприятия, руководящие компьютерными системами и обрабатывающие данные своих клиентов;
- дата-центры и компании, предоставляющие услуги облачных технологий, если они работают на собственном программном продукте.
При этом «за бортом» остались средства массовой информации, работающие в интернете, хостеры и регистраторы доменных имен, а также компании, оказывающие услуги по разработке, консультированию, тестированию, внедрению, сопровождению и интеграции ПО, независимо от их возможного соответствия указанным в Законе обязательным критериям. Такая постановка вопроса возмутила некоторых практикующих юристов, подчеркивающих явную незаконность «выборочного распределения приоритетов».
Особенности налогообложения
Субъекты, «прошедшие первый этап отбора», т. е. соответствующие указанным в Законе требованиям, имеют право претендовать на освобождение от НДС операций по поставке программной продукции. К последней законодатель относит результаты компьютерного программирования в виде операционных систем, системных, прикладных, развлекательных и/или учебных компьютерных программ и их компонентов, интернет-сайтов и/или онлайн-сервисов, а также криптографических средств защиты информации. Таким образом, мы приходим к логическому выводу о том, что подобная льгота распространяется исключительно на поставщиков готовых программ – дистрибьюторов или компании, продающие лицензии. Впрочем, несмотря на явную «дискриминацию», не остались в обиде и субъекты предпринимательской деятельности, которые платили и будут платить единый налог, что в сухом остатке оказывается значительно выгоднее предложений законодателя.
Еще одним новшеством Закона стало снижение налога на доходы физических лиц с 15% до 5%. Если учесть, что расходы по оплате труда составляют до 80% себестоимости программных продуктов, эта норма представляется довольно прогрессивной. Однако и она, по мнению некоторых экспертов, не в полной мере соответствует требованиям снижения нагрузки на фонд заработной платы. Впрочем, по мнению представителей IT-индустрии, такая льгота позволит им отказаться от схемы оформления трудовых отношений с сотрудниками через СПД, позволяющей вести «теневые» выплаты заработной платы.
Одним из ведущих положений Закона является предписание касательно уменьшения ставки налога на прибыль до 5%. Хотя такое послабление кажется весьма существенным (в 2013 г. налог на прибыль предполагалось взимать в размере 19%, а в 2014 г. – 16%), оно также не вселяет оптимизма экспертам. Некоторые специалисты называют данную норму априори бесполезной, поскольку большинство IT-компаний в стране декларируют убытки. Кроме этого, было отмечено неприкрытое лоббирование интересов гигантов IT-индустрии, поскольку именно они выигрывают от введения 5% налога, позволяющего им оказывать услуги по ценам, не превышающим цены, запрашиваемые независимыми субъектами предпринимательской деятельности.
Единый социальный взнос для сотрудников IT-компаний установлен в размере 3,6% от двух минимальных зарплат с учетом количества отработанных дней, а для отрасли в целом он составляет 36,76%. Эта позиция законодателя пока остается вне зоны внимания экспертов.
Руководство к действию
Для полноценного использования льгот, предусмотренных Законом, субъекту индустрии программной продукции необходимо пройти регистрацию в Государственной налоговой службе с целью получения свидетельства о регистрации его как субъекта, который использует особенности налогообложения. Такая регистрация производится на основании заявления, которое подается руководителем или представителем юридического лица (с подтверждением полномочий) не позднее 30 календарных дней до начала отчетного квартала. Вместе с заявлением необходимо подать финансовый отчет, а также заверенные надлежащим образом копии документов, подтверждающих право на использование особенностей налогообложения.
Для подтверждения права субъекта индустрии программной продукции на использование особенностей налогообложения орган Государственной налоговой службы имеет право провести документальную внеплановую невыездную проверку плательщика с целью установления достоверности поданных им документов. На проведение проверки законодатель выделяет 10 дней, по истечению которых плательщику должно быть вручено мотивированное решение об отказе в государственной регистрации, если таковой имеет место. Вынесение подобного решения не лишает плательщика права подать заявление повторно. В случае отсутствия оснований для отказа орган Государственной налоговой службы обязан включить субъект индустрии программной продукции в реестр в течение 15 рабочих дней с момента подачи регистрационного заявления. Право использовать особенности налогообложения субъект индустрии программной продукции получает с первого числа месяца, следующего за месяцем включения его в реестр.
Примечательно, что, невзирая на вступление Закона в силу, до сих пор не утверждена форма подачи заявок для субъектов индустрии программной продукции, а также не разработан механизм их принятия.
Осторожно, Закон!
Несмотря на положительные стороны принятого Закона, специалисты выражают небезосновательные опасения по поводу внедрения его в жизнь. При внимательном прочтении описания процедуры регистрации субъекта индустрии программной продукции неприятный осадок оставляет предписание о внеплановой невыездной проверке плательщика для установления достоверности поданных им документов в течении 10 рабочих дней с момента получения регистрационного заявления. Точнее, само предписание довольно уместно. Удивляет другое – в Законе не предусмотрен порядок ознакомления субъекта с решением, принятым по результатам его проверки, а также не указан способ его обжалования.
Далее, настораживает необходимость получения вывода Государственного агентства по вопросам науки, инноваций и информатизации Украины для признания субъекта индустрии программной продукции таковым. Сомнения по этому поводу выражают как практикующие юристы, так и европейские организации. Например, представители Европейской бизнес-ассоциации прямо заявляют, что включение в процесс получения свидетельства о праве на льготное налогообложение Госнауки может стать предпосылкой для возникновения разнообразных коррупционных схем, и рекомендуют возложить полномочия по государственной регистрации субъектов индустрии программной продукции исключительно на плечи налоговой службы. Такого же мнения придерживаются и представители IT-компаний, аргументирующие необходимость создания «единого окна» как с юридической, так и с практической точки зрения.
Примечательным является и то, что авторы Закона, отвечая на подобные выпады, подчеркивают неготовность Государственной налоговой службы к самостоятельной оценке соответствия субъекта индустрии программной продукции указанным в Законе критериям. Кроме того, чиновники искренне уверены, что льготы будут востребованы, а воспользоваться ими смогут более 2 тыс. компаний.
Возможно, в конечном итоге потуги авторов Закона оказать посильную поддержку IT-индустрии оправдают себя, однако пока теория вдребезги разбивается о практику – с момента принятия Закона государственная налоговая служба не получила ни одной заявки.
Закон предусматривает
Единый социальный взнос – 36,76%
КОММЕНТАРИи
Владимир Семиноженко, председатель Государственного агентства по вопросам науки, инноваций и информатизации Украины:
– Бизнес в области IT преимущественно базируется на интеллектуальном ресурсе. Однако работникам невозможно платить высокие зарплаты, если около 70% идет на налоги. Именно поэтому одним из основных последствий введения льготных ставок для отрасли будет вывод ее из тени. IT-компании постепенно будут отказываться от использования «серых» схем, что в перспективе позволит им создавать новые легальные рабочие места, расширять участие в международной кооперации и активнее привлекать инвестиции. Наш IT-бизнес получит возможность чаще браться за проекты, которые делаются «под ключ», вместо того, чтобы работать на подряде у иностранных компаний.
Ежегодные темпы роста отрасли на 40%, а то и 50% вполне реальны. При таких темпах доля IT-индустрии в ВВП уже к 2015 г. может достичь 2–3%. Это принципиально важно для структурной модернизации нашей экономики, на что сегодня направлены консолидированные усилия власти. Развитие высокотехнологичных секторов и, в первую очередь, IT сделает нашу экономику менее чувствительной к конъюнктурным колебаниям на мировых рынках, от чего сегодня страдают сырьевые отрасли. А производство в современных секторах дает наибольшую добавленную стоимость, что позволяет положительно влиять на торговый и платежный балансы.
Ксения Ляпина, заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам экономической политики:
– На момент принятия данных изменений было очевидно, что такой вариант выгоден только для крупных IT-компаний. Определять, кто относится к субъектам индустрии программной продукции, будет Госинформнауки, что может привести к созданию коррупционной среды. Ведь кто может заплатить большие средства за признание таким субъектом? – Разумеется, крупные непрозрачные компании. Что касается налоговых льгот, в т. ч. в отношении начислений на фонд заработной платы, то необходимо их предоставлять не только предприятиям, работающим в сфере информационных технологий, а и по всем направлениям, где труд имеет высокую стоимость.
Анатолий Кинах, народный депутат Украины, президент Украинского союза промышленников и предпринимателей:
– В области информационных технологий Украина обладает мощным интеллектуальным потенциалом, и в направлении доступа к IT-технологиям наша страна развивается очень динамично. Поэтому я весьма положительно оцениваю эти изменения. Ведь речь идет, по большому счету, о выработке нормативно-правовой базы, которая позволяла бы создать необходимые регуляторы для стимулирования развития информационных технологий. Интеллектуальная наукоемкая продукция может стать весьма существенной составляющей национальной экономики, что для Украины очень актуально, т. к. отечественная экономика в основном базируется на сырьевых ресурсах, и в наше время конкурировать в таких условиях очень сложно. Безусловно, сделан пока только первый шаг, и необходимо создавать условия для равноправной конкуренции всех участников рынка.