Проблема обеспечения населения Украины доступным жильем по-прежнему продолжает волновать украинские власти. Мы уже неоднократно обращались к теме т. н. президентской ипотеки – программы, согласно которой существенно смягчены условия ипотечного кредитования для граждан. На этот раз речь пойдет о подготовленном ко второму чтению законопроекте №9290 «Об особенностях государственной поддержки обеспечения молодежи жильем» (далее – законопроект). Если его примут в качестве Закона, с 1 января 2013 г. он вступит в силу. Но для начала коротко опишем ситуацию в сфере обеспечения молодежи жильем.
Как выглядит ситуация сейчас
Председатель правления Госфонда содействия молодежному жилищному строительству (далее – Фонд) Леонид Рисухин заявил, что с 1997 г. Фондом были предоставлены кредиты 10,5 тыс. молодых семей на сумму более 1 млрд грн. При этом, по данным Госслужбы статистики, по состоянию на 2010 г. на квартирном учете пребывали 1 млн 139 тыс. молодых семей и одиноких молодых людей. Иными словами, обеспечение молодежи жильем в рамках существующих социальных программ недостаточно эффективно. Более того, по результатам аудита, проведенного Счетной палатой, выполнение Государственной программы обеспечения молодежи жильем на 2002–2012 гг. (постановление КМУ №1089 от 29.07.2002) было признано окончательно сорванным.
Таким образом, ситуация в этой сфере выглядит печально. Соответственно, существует необходимость внесения в действующие механизмы господдержки обеспечения молодежи жильем кардинальных изменений. Авторы законопроекта в пояснительной записке к нему говорят о том, что документ призван создать реальные, а не декларативные механизмы такой поддержки. Попробуем разобраться, о каких механизмах идет речь, чем они отличаются от тех, что действуют сейча
Ст. 4 законопроекта предусмотрены следующие механизмы господдержки в сфере обеспечения молодежи жильем: 1) предоставление льготных долгосрочных кредитов на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья за счет государственного и местных бюджетов; 2) ипотечное кредитование за счет собственных и привлеченных средств Фонда; 3) содействие созданию молодежных ЖСК; 4) частичная компенсация процентной ставки по кредитам, выданным на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья; 5) предоставление господдержки для строительства или приобретения жилья; 6) предоставление жилья в аренду без права выкупа; 7) другие механизмы, утвержденные Кабмином.
Коротко рассмотрим предлагаемые механизмы.
Согласно ст. 6 законопроекта, льготный долгосрочный кредит на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья предоставляется Фондом на срок до 30 лет по ставке 3% годовых. При этом семьи, имеющие одного ребенка, освобождаются от уплаты процентов, а семьям, имеющим 2 и 3 детей, помимо этого, за счет бюджетных средств погашается 25% и 50% суммы кредитного обязательства соответственно. По сути, эти условия идентичны условиям молодежного кредитования, прописанным в действующих Законе «О содействии социальному становлению и развитию молодежи в Украине» (ст. 10 Закона) и Порядке предоставления льготных долгосрочных кредитов молодым семьям и одиноким молодым гражданам на строительство (реконструкцию) и приобретение жилья, утвержденном постановлением КМУ №584 от 29.05.2001.
Если сравнить описанные условия льготного ипотечного кредитования молодежи с условиями «президентской ипотеки» (постановление КМУ №343 от 25.04.2012), они представляются более выгодными. Во-первых, потому, что кредит выдается на срок до 30 (а не 15) лет, а во-вторых, установлены дополнительные льготные условия для семей с детьми.
Что касается льготного ипотечного кредитования за счет собственных средств, то, согласно ст. 7 законопроекта, оно осуществляется Фондом на срок до 30 лет под процентную ставку, не превышающую текущую учетную ставку НБУ плюс 2% (на сегодняшний день 7,5% + 2% = 9,5%). Иными словами, такое кредитование предусматривает существенное снижение процентной ставки за пользование кредитными средствами по сравнению с действующими коммерческими ставками. Опять же, если сравнивать ипотечное кредитование молодежи за счет собственных средств с условиями «президентской ипотеки», вдвое больший срок кредитования является плюсом этого механизма. Однако, учитывая, что «президентская ипотека» выдается под 3% годовых, а не под 9,5%, участие в «президентской ипотеке» представляется более выгодным. Хотя оговоримся, что при решении вопроса о выгодности участия в той или иной программе нужно рассматривать все условия соответствующего кредитования.
Еще одним механизмом обеспечения молодежи доступным жильем является предоставление частичной компенсации процентной ставки кредита, выданного на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья государственными финучреждениями (ст. 9 законопроекта). Судя по всему, речь идет об уже выданных кредитах, причем компенсация должна будет выдаваться на срок не более 15 лет в размере учетной ставки НБУ.
Предоставление господдержки для строительства или приобретения жилья (ст. 10 законопроекта) – это еще один механизм, предусмотренный законопроектом. В этом случает для уплаты части стоимости строительства (приобретения) жилья, оплаты первого взноса по ипотечному кредиту или оплаты вступительных, паевых взносов в молодежных ЖСК Фондом предоставляется финансовая помощь в размере 30% стоимости строительства или приобретения жилья. Иными словами, это механизм предоставления одноразовой целевой финпомощи для решения жилищной проблемы.
Интерес представляет еще один механизм обеспечения молодежи жильем, предложенный в законопроекте. Речь идет о предоставлении жилья в аренду без права выкупа (ст. 11 законопроекта). Такая аренда возможна до достижения лицом (одним из супругов) возраста 35 лет. Жилой фонд для предоставления жилья в аренду без права выкупа создается за счет Госбюджета путем строительства Фондом нового и выкупа (реконструкции) существующего жилья. Сумма арендной платы или порядок ее определения законопроектом не установлены, однако указано, что молодые семьи и одинокие молодые люди имеют право на жилищные субсидии. Представляется, что арендная плата за пользование таким жильем должна быть ниже рыночной.
Кроме того, одним из механизмов обеспечения молодежи жильем является создание молодежных жилых комплексов (ЖСК). Члены такого комплекса имеют право воспользоваться льготным долгосрочным кредитом и господдержкой на строительство жилья для оплаты вступительных или паевых взносов. На органы местной власти и самоуправления возложена обязанность резервирования земельных участков под создание молодежных ЖСК, а также предоставления Фонду в долгосрочную аренду земли с целью создания таких ЖСК для дальнейшего строительства жилья по цене 1 грн за 1 га в год.
Некоторые условия получения господдержки
Коротко хотелось бы остановиться на установленных законопроектом условиях, дающих право на применение механизмов в реальности.
Субъектами описанных правоотношений смогут стать люди в возрасте от 18 до 35 лет включительно, нуждающиеся в улучшении жилищных условий (т. е. состоящие на соответствующем учете). К слову, из текста законопроекта неясно, сможет ли семья, где один из супругов уже утратил право на участие в программе содействия обеспечению молодежи жильем в силу достижения соответствующего возраста, а другой супруг еще не достиг этого возраста, получить вышеописанные льготные условия. На сегодняшний день, согласно действующему законодательству, оба супруга должны пребывать в возрасте до 35 лет. Иными словами, если один из супругов старше указанного возраста, льготный кредит семья получить не может. Разве что им придется развестись, но тогда и площадь жилья, под которое выдается кредит, уменьшится.
В целом законопроект можно оценить позитивно, ведь он предусматривает множество вариантов решения жилищной проблемы для молодежи. Однако повторимся: какие бы хорошие механизмы не содержали предлагаемые проекты нормативных актов, главным условием их реального выполнения является надлежащее финансирование. А при недостаточности такого финансирования любой нормативный акт в этой сфере не просто остается декларацией, но и может порождать коррупцию среди чиновников, непосредственно участвующих в реализации государственных проектов по обеспечению населения жильем.
О нормах жилплощади
Согласно ст. 5 законопроекта, максимальная площадь жилья, из расчета которой выдается господдержка, составляет 21 м2 общей площади на 1 члена семьи и дополнительно 20 м2 на семью (такие нормы установлены и в действующем законодательстве). Для расчета размера господдержки стоимость 1 м2 общей площади не может превышать предельную стоимость строительства жилья, установленную Кабмином отдельно для каждого региона. К слову, для «президентской ипотеки» расчетная стоимость жилья установлена в размере: 7 тыс. грн за 1 м2 для Киева; 5 тыс. грн – для Киевской области и областных центров, а также для Севастополя и Симферополя; 4 тыс. грн – для других населенных пунктов (см. постановление КМУ №343 от 25.04.2012).