В рамках подготовки к очередному, XI Съезду судей Украины, который состоится в феврале 2013 г., все органы судейского самоуправления начали активную работу. С датой проведения конференций уже определились хозяйственная и административная юстиции, так что теперь черед за общими судами.
Подготовка к Съезду началась
Конференция судей административных судов Украины состоится 21 ноября. Такое решение было принято во время заседания Совета судей административных судов 18 октября. На конференции планируется рассмотреть отчет Совета, заслушать информацию председателя Государственной судебной администрации Руслана Кирилюка относительно организационно-материального обеспечения деятельности окружных и апелляционных административных судов в 2011–2012 гг., выбрать делегатов на очередной Съезд судей Украины. Кроме того, участники конференции должны будут избрать кандидатов в состав Совета судей Украины и члена Совета судей админсудов. Напомним, последний пункт связан с тем, что на сегодняшний день ССАС работает не в полном составе – в количестве 10 человек вместо 11.
ССАС рекомендовал председателю Верховного Суда Украины и председателям административных судов до 26 октября с. г. провести собрания судей и до 29 октября предоставить предложения относительно участников конференции Совету. Кроме того, принято решение о зачислении судьи Донецкого апелляционного административного суда Михаила Сухарька в резерв на замещение должности заместителя председателя этого суда.
Скованные спецфондом
Также в повестке дня заседания Совета значился вопрос о внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины. По словам председателя Совета судей админсудов Николая Кобылянского, проблема заключается в необходимости приведения ст. 55 Бюджетного кодекса в соответствие со ст. 142 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», согласно которой бюджетные назначения на содержание судов относятся к защищенным статьям расходов Государственного бюджета Украины. Перечень защищенных расходов Госбюджета, который определен ст. 55 БК (кроме заработной платы с начислениями и оплаты коммунальных услуг), не предусматривает расходов на содержание судов. Г-н Кобылянский отметил, что такая несогласованность приводит к невозможности оплатить счета судов даже при наличии средств на регистрационных счетах в отделениях Государственной казначейской службы, поскольку оплачиваются исключительно защищенные статьи расходов.
Стоит отметить, что позиция Министерства финансов и Госказначейства в данном вопросе достаточно интересная. По их мнению, поскольку Бюджетный кодекс принят позже, чем Закон «О судоустройстве и статусе судей», необходимо руководствоваться ст. 55 БК, а значит, финансирование судебной ветви власти не относится к защищенным расходам.
«Также требует срочного решения вопрос оплаты расходов, которые осуществляются за счет специального фонда, т. е. судебного сбора», – отметил в своем докладе председатель Совета судей административных судов. Ст. 48 БК предусмотрено, что распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства по спецфонду исключительно в пределах соответствующих фактических поступлений. Таким образом, за счет судебного сбора финансируются почти все расходы на осуществление судопроизводства, а в 2012 г. – еще и 50% заработной платы. Проектом бюджета на 2013 г. предусмотрено, что заработная плата будет финансироваться за счет средств общего фонда, а остальные расходы – из средств спецфонда (судебного сбора). Как следствие, суды будут лишены возможности даже в пределах сметных назначений планировать свою финансово-хозяйственную деятельность, поскольку подписать акт выполненных работ, услуг можно только при наличии средств на счете суда. Выходит, даже создать кредиторскую задолженность в такой ситуации невозможно.
Учитывая актуальность данных вопросов для судей всех юрисдикций, ССАС принял решение обратиться к Совету судей Украины с предложением рассмотреть указанный вопрос на своем заседании и принять меры для инициирования вопроса о внесении изменений в Бюджетный кодекс в части финансирования судебной власти.