Если парламентарии проголосуют за принятие доработанного законопроекта «О рынке земель», этот рынок может стать реальностью уже через 3 месяца.
1 января 2013 г. должно произойти событие, которого – кто со страхом, кто с надеждой – ждали в течение 10 лет: наконец-то закончится мораторий на куплю-продажу участков земли сельскохозяйственного назначения.
Земельный кодекс Украины был принят еще в октябре 2001 г. и вступил в силу с 1 января 2002 г., однако, согласно п. 15 его Переходных положений, коммерческие операции с сельхозземлями запрещались до того момента, пока не вступит в силу закон о рынке земли. Предполагалось, что это произойдет в течение года, однако Верховная Рада с завидным постоянством ежегодно продлевала мораторий еще на год.
Ожидалось, что нечто подобное произойдет и этой осенью. В парламент поступили два практически одинаковых законопроекта от представителей разных политических лагерей. Оба предлагали продлить мораторий до 1 января 2014 г., опираясь на то, что до сих пор не приняты законы о рынке земли и об учете земель сельскохозяйственного назначения. Кроме того, отсутствуют достоверная информация о качественном составе земель (для сбора таких данных необходимо несколько лет), нормативная оценка земли вообще и денежная оценка сельскохозяйственной земли в частности. По мнению обоих авторов, отсрочка даст возможность разработать действенный механизм продажи и контроля над продажей земельных участков и, конечно же, предотвратит возможные злоупотребления, обнищание народа и скупку земель Украины отечественными и иностранными олигархами.
Однако произошло невероятное: во время пленарного заседания 2 октября за первый проект проголосовали всего 111 карточек народных депутатов, за второй – вообще 102, и оба они стали считаться отклоненными. Поскольку вероятность того, что в течение оставшихся 2 месяцев старый или новый состав парламента захочет переиграть ситуацию, очень мала, следует сделать вывод, что нынешнее руководство страны все-таки решилось внедрить куплю-продажу сельскохозяйственных угодий. Хотя не факт, что именно с нового года, ведь для того, чтобы это произошло, нужно выполнить второе оговоренное в Земельном кодексе условие – принять и дождаться вступления в силу закона «О рынке земли». Напомним, что его проект был подан 7 декабря 2011 г. и уже через два дня, 9 декабря, принят парламентом за основу. В начале нынешнего года он был рассмотрен Комитетом по вопросам аграрной политики, в него был внесен ряд существенных корректив, однако на том пока все и остановилось. Доработанный вариант планировалось рассмотреть на одном из пленарных заседаний в начале сентября, но законопроект не был включен в повестку дня.
Интересно, что на следующий день после отклонения двух названных выше законопроектов во время брифинга в Министерстве аграрной политики и продовольствия руководитель этого ведомства Николай Присяжнюк заявил, что правительство не планирует открывать рынок земли сельскохозяйственного назначения с 1 января 2013 г. Никаких предпосылок для того, чтобы рынок начал работу в 2013 г., нет, подчеркнул министр, уточнив, что, согласно законодательству, этот рынок может считаться полноценным только после принятия законов о земельном кадастре и о рынке земли. Мы же, в свою очередь, напомним, что Закон Украины «О Государственном земельном кадастре» был принят еще в июле 2011 г., однако вступает в силу в ту же магическую дату – 1 января 2013 г. Таким образом, если народные избранники исхитрятся каким-то образом, со скандалом или без, проголосовать за принятие доработанного законопроекта «О рынке земель», этот самый рынок сможет стать реальностью уже через 3 месяца.
Следует отметить, что названный проект сразу же вызвал острую критику. Представители международных финансовых организаций и иностранного бизнеса критиковали его за закрепление права получения собственности на сельхозземли только за гражданами-физическими лицами (не более 100 га в одни руки), государством в лице органов исполнительной власти и Государственным земельным банком, а также территориальными общинами. Т. е. иностранцы и юридические лица оказываются «за бортом». Агрохолдинги добавляли к перечню недостатков неадекватные, по их мнению, ограничения относительно аренды (6 тыс. га в одном районе, 5% в пределах области). Банки возмущало фактическое устранение их с рынка кредитования аграрного сектора специальной нормой об исключительном праве Госзембанка быть залогодержателем земель).
Весной парламентариям вручили законопроект, подготовленный ко второму чтению Комитетом по вопросам аграрной политики и земельных отношений. Новая редакция отличается от первой. Правда, иностранцы и отечественные юрлица по-прежнему остались «за бортом», однако арендные лимиты были немного скорректированы: не более 10% угодий на территории района и 100 тыс. га – в пределах Украины. Более существенно были изменены «околокредитные» положения. Так, норма об исключительном праве Госзембанка брать землю в залог исчезла. Если сначала отчуждение земель всеми прочими банками предполагалось осуществлять через торги в течение 6 месяцев, то в обновленном варианте документа – на протяжении года. При этом продажа должна происходить на земельных торгах, которые проводятся в виде аукциона.