Судьи Высшего хозяйственного суда Украины совместно с судьями местных и апелляционных хозяйственных судов, а также при участии ученых и работников юридических служб предприятий железнодорожной отрасли обсудили проблемные вопросы перевозки грузов железнодорожный транспортом.
С течением времени и развитием экономических отношений меняются и условия ведения хозяйственной деятельности. В т. ч. в транспортной отрасли, важнейшей составляющей которой являются железнодорожные грузоперевозки. За последние годы в этой сфере накопилось немало проблем как производственного, так и правового характера, которые требуют немедленного разрешения. В этой связи 24 сентября в Высшем хозяйственном суде Украины состоялось заседание круглого стола, посвященное проблемным вопросам применения законодательства при рассмотрении споров, возникающих при перевозках грузов железной дорогой.
Мероприятие было инициировано второй судебной палатой. Активное участие в организации и обсуждении приняли заместитель секретаря этой палаты, судья ВХСУ Татьяна Данилова, секретарь Пленума ВХСУ Геннадий Кравчук, судьи второй судебной палаты Валентина Божок, Светлана Бакулина и Наталья Волковицкая, а также судьи местных и апелляционных хозяйственных судов. Не остались в стороне от обсуждения и специалисты железнодорожной отрасли, из числа которых были приглашены начальники юридических и коммерческих управлений ГАЖТУ «Укрзалізниця».
В проблемах ж/д перевозок и способах их разрешения разбиралась «Судебно-юридическая газета».
Представители «Укрзалізниці» отметили, что в последнее время наблюдается тенденция к уменьшению числа судебных разбирательств с заказчиками услуг, поскольку в правовом регулировании железнодорожных перевозок произошел ряд позитивных изменений, в частности, связанных с переходом от уставного обеспечения к гражданско-договорному. Тем не менее, есть задачи, требующие неотложного разрешения.
Так, в последнее время возникают некоторые сложности при оформлении электронных документов (железнодорожных накладных). Проблема состоит в том, что перевозчик, имея единую базу данных клиентов, иногда вносит в накладную данные не о юридическом лице, а, например, о его обособленном подразделении, которое юридическим лицом не является, а значит, не может быть ни отправителем, ни получателем груза. Это приводит к проблемам при рассмотрении спорных ситуаций в судах. По мнению представителей железной дороги, такие казусы происходят из-за того, что еще не освоена в достаточной мере система электронного обмена данными, в частности, электронной цифровой подписи. И пути разрешения этой проблемы, в общем-то, известны – совершенствование самой системы и внимательность работников, ответственных за внесение информации.
Дискуссионным оказался вопрос исчисления начала срока исковой давности (в случаях, когда предъявлению иска не предшествует подача претензии) в контексте ст. 315 Хозяйственного кодекса Украины. Было предложено три возможных варианта его исчисления. Так, в первом случае предлагается установить срок с учетом 6 месяцев (определенный для подачи претензии) плюс 3 месяца (установленные для рассмотрения претензии) плюс собственно 6-месячный срок исковой давности. Второй вариант предполагает 6 месяцев (установленных для подачи претензии) плюс 6-месячный срок исковой давности. И наконец, последний вариант предполагает установить срок исковой давности в 6 месяцев с момента (даты) выдачи груза.
Оживленную дискуссию участников круглого стола вызвал и вопрос дифференциации понятий «переуступочная надпись» и «переуступочная подпись» применительно к железнодорожной накладной. Немало внимания было уделено обсуждению проблем, возникающих в связи с формированием парка «частных» вагонов. Несмотря на то, что часть подвижного состава находится в собственности различных субъектов хозяйствования, именно железная дорога должна отвечать за его техническое состояние и определять его пригодность, поскольку в случае аварии или потери груза из-за технически неисправного состояния вагонов вся ответственность ложится на перевозчика.
Не оставил равнодушным участников обсуждения и вопрос возмещения стоимости льготных перевозок. Ни для кого не секрет, что государство, несмотря на выполнение «Укрзалізницей» взятых на себя обязательств, далеко не в полной мере возмещает такие затраты. И участники встречи почти единогласно пришли к выводу, что такие споры должны рассматриваться в хозяйственных судах, а практика относительно порядка их решения должна формироваться с учетом решений Европейского Суда по правам человека относительно бюджетных средств.
Обсуждались и другие актуальные и спорные для заказчиков и исполнителей ж/д перевозок вопросы. Причем было отмечено, что на данный момент Устав железных дорог Украины (который почти не менялся с 1998 г.) не приведен в соответствие с законами, что, безусловно, вызывает ряд проблем при его применении. То же касается и применения Правил выдачи грузов, поскольку их нормы значительно расширяют положения, закрепленные в Уставе железных дорог. И сегодня остается открытым вопрос: чем же руководствоваться сторонам при перевозке грузов железной дорогой – Правилами и Уставом или Гражданским и Хозяйственным кодексом? В этой связи участники круглого стола пришли к согласию о необходимости приложить общие усилия для формирования «транспортного» законодательства, которое отвечало бы требованиям времени.