Основой реформирования пенитенциарной системы должна стать организация спецподготовки кадров в учебных заведениях при ГПтС.
На пути к евроинтеграции Украина начала ряд важных реформ, в числе которых – модернизация Государственной пенитенциарной службы. И одной из ее существенных составляющих является подготовка персонала пенитенциарной системы в духе гуманистических идеалов и ценностей, касающихся прав и свобод людей, находящихся в местах лишения свободы и предварительного заключения. Однако для реализации столь высоких целей пенитенциариям приходится решать различного рода проблемы – например, связанные с острой нехваткой квалифицированных кадров. С источниками и путями решения проблем новой образовательной политики пенитенциариев разбиралась «Судебно-юридическая газета».
Дефицит кадров
Отбор и качественная профессиональная подготовка персонала пенитенциарной службы является главной составляющей реформирования системы исполнения наказаний. Но задача эта не из легких. По информации Министерства юстиции, в подчинении Государственной пенитенциарной службы Украины (ГПтС) как правопреемника Государственного департамента по вопросам исполнения наказаний находятся 141 уголовно-исполнительное учреждение, 33 следственных изолятора, 8 воспитательных колоний, 703 подразделения уголовно-исполнительной инспекции. Общая численность осужденных и заключенных составляет около 300 тыс. человек. Вместе с тем, фактическая численность персонала пенитенциарной службы по состоянию на май 2012 г. составляла 46848 человек, а общий некомплект кадров – более 5 тыс. человек, т. е. отсутствует практически каждый 10-й работник.
При этом имеется лишь 5 учебных заведений, в которых осуществляется профессиональная подготовка сотрудников, что также не позволяет в полной мере укомплектовать персоналом органы и учреждения исполнения наказаний, следственные изоляторы. Как отмечают в ГПтС, дефицит кадров обусловлен еще и особой спецификой работы пенитенциариев, их принципиальным отличием от других профессий, не связанных с выполнением функций по воспитанию и ресоциализации преступников.
Профобразование – залог высоких моральных качеств
Ключевая сложность заключается в отсутствии условий для полноценной подготовки профессиональных кадров. К примеру, в 2010 г., при отделении пенитенциарной службы от МВД, для обучения персонала ей было оставлено лишь 2 учебных заведения самого низкого уровня аккредитации. А ведь в развитых странах к персоналу тюрем и пр. уголовно-исполнительных учреждений, связанных с лишением свободы, предъявляются достаточно высокие профессиональные требования. Например, в Норвегии осуществляется ведомственная подготовка не только младших специалистов, но и бакалавров. Более того, концептуальным требованием обновленных в 2006 г. Европейских пенитенциарных правил являются определение высоких профессиональных и личных стандартов для персонала, этических норм, гуманности и уважения к достоинству человека, а также уход от обязанностей простых охранников к оказанию помощи и содействия возврату заключенных в общество. В большинстве европейских стран профессия пенитенциария является достаточно уважаемой и престижной. Заключенный, находясь в тюрьме, не теряет статуса члена общества, а пенитенциарная служба несет полную ответственность за него, имея в глазах налогоплательщиков позитивную репутацию.
В своем разъяснении «Формирование полноценной системы подготовки пенитенциарного персонала – главное условие практических изменений в Государственной пенитенциарной службе Украины» от 11.07.2012 Минюст обозначил, что одна из проблем, связанных с обновлением кадрового состава в соответствии с международными требованиями, заключается в непонимании украинской общественностью важности профессии пенитенциарного работника и неуважении к ней. Это свидетельствует как о недоверии граждан к системе исполнения наказаний, так и о ее явном несоответствии международным стандартам. Поэтому, несмотря на спрос, желающих освоить профессию пенитенциария в Украине немного. Выходом из сложившейся ситуации должна стать организация системы специальной профессиональной подготовки пенитенциарного персонала в ведомственных учебных заведениях, т. е. непосредственно при ГПтС Украины.
Принцип «динамической безопасности»
Еще одна важная проблема – необходимость адаптации отечественного уголовно-исполнительного законодательства к современным стандартам. По мнению Министерства юстиции, оказание социальной помощи, которое является главной целью нынешней политики Государственной пенитенциарной службы – гораздо более сложная задача, чем исполнение прописанных в УИК Украины норм, связанных, например, с исправлением осужденных, порядком исполнения и отбывания наказаний, социально-воспитательной работой и т. д. Но от качества этих норм напрямую зависит эффективность реабилитационных программ. Западные эксперты отмечают, что такие программы обязательно должны учитывать индивидуальные особенности осужденных и опираться на методики, помогающие анализировать и понимать их поведение, а для чего необходимы как законодательные изменения, так и современная образовательная база.
Немаловажной проблемой при реформировании пенитенциарной системы является и внедрение специфического подхода в управлении тюрьмами по так называемому принципу динамической безопасности. Его суть состоит в том, что режимная безопасность, основанная на замках и ключах, должна быть дополнена безопасностью, основанной на знании персоналом «своих» осужденных и их возможного поведения. Сотрудники учреждений исполнения наказаний должны четко осознавать, что предотвращение проблемы всегда лучше, чем ее устранение. Например, проще «вычислить» бунт или предпосылки его возникновения, чем потом заниматься его подавлением. Т. е. персонал должен изменить подход к своей работе на всех уровнях, от самого высокого начальства до простого служащего.