Для привлечения в аппараты судов высококвалифицированных специалистов и предотвращения оттока кадров законодатели предлагают определить, к каким подгруппам должностей госслужбы относятся помощники судей.
Как известно, с 1 января 2013 г. вступает в силу Закон Украины «О государственной службе», согласно которому должности в госструктурах распределены на группы и подгруппы. Однако ни к одной из них не отнесены должности в секретариате Конституционного Суда Украины, аппаратах Верховного Суда, высших специализированных, апелляционных судов и судов первой инстанции. В связи с этим возникает ряд вопросов, причем не только финансового характера (оклады, надбавки и пр.). Не менее важно, что «ступенька» (категория), на которой находится госслужащий, имеет серьезное психологическое значение при общении с представителями других ветвей власти. Для обеспечения социального статуса госслужащих судебной власти и предотвращения оттока специалистов из судов Комитет ВР по вопросам правосудия 4 сентября с. г. рекомендовал парламенту принять за основу ряд законопроектов.
Необходима конкретизация
Так, члены Комитета проголосовали в пользу принятия за основу законопроекта о внесении изменений в Закон «О судоустройстве и статусе судей» относительно усовершенствования положений о статусе работников аппарата суда №11049. Ним предусматривается законодательно урегулировать правовой статус работников аппарата общих судов в соответствии с категориями, которые определяются Законом «О государственной службе» №4050-VI от 17.11.2011.
Отметим, что Закон №4050-VI устанавливает исчерпывающий перечень должностей, отнесенных к госслужбе. К примеру, согласно ч. 2 ст. 6 документа, должности государственной службы в Высшем совете юстиции, секретариате Уполномоченного ВР по правам человека, Государственном управлении делами отнесены к подгруппам I-1, II-1, III-1, IV-1 и V-1. А вот должности в секретариате КСУ, аппарате ВСУ, высших специализированных и апелляционных судов и судов первой инстанции не отнесены ни к одной группе или подгруппе. При этом возможность отнесения к подгруппам должностей, не перечисленных в конкретной статье, не предусмотрена. В то же время, согласно ч. 5 ст. 149 ЗУ «О судоустройстве и статусе судей», правовой статус работников аппарата суда определяется Законом «О государственной службе».
Таким образом, получается, что вопрос определения правового статуса работников аппарата судов действующим законодательством не урегулирован и нуждается в дополнительной регламентации. В связи с этим авторы законопроекта №11049 предлагают дополнить ст. 149 Закона «О судоустройстве и статусе судей» ч. 10 такого содержания: «К подгруппам I-1, II-1, III-1, IV-1, V-1 госслужащих относятся должности в аппарате Верховного Суда Украины и высших специализированных судов Украины; к подгруппам I-2, II-2, III-2, IV-2, V-2 – должности в аппарате апелляционных судов; к подгруппам I-3, II-3, III-3, IV-3, V-3 – в аппарате местных судов.
Поскольку ст. 151 Закона «О судоустройстве и статусе судей» устанавливают достаточно высокие требования относительно уровня квалификационной подготовки помощника судьи, его статус как государственного служащего также должен быть урегулирован на законодательном уровне. Поэтому авторы законопроекта предлагают внести в названную статью изменения, которыми определить, что должности помощников судей ВСУ и высших спецсудов относятся к подгруппе III-1; апелляционных судов – к подгруппе IV-1; местных судов – к подгруппе V-1 должностей госслужбы.
ГНЭУ дает добро!
Как отмечают специалисты ГНЭУ, в соответствии с ч. 5 ст. 149 Закона «О судоустройстве и статусе судей», в которую предлагается внести изменения, правовой статус работников аппарата суда определяется Законом «О государственной службе». Действие данного закона распространяется и на помощников судей (ч. 3 ст. 151). Исходя из определения понятий «государственная служба» и «государственный служащий», которые приведены в ст. 1 Закона №4050-VI, можно констатировать, что должности в аппаратах судов принадлежат к госслужбе. Вместе с тем, этот закон не содержит прямого указания, к каким группам и подгруппам их следует относить.
Классификация должностей на группы и подгруппы, которая приведена в Законе о госслужбе, осуществлена по критерию распространения юрисдикции органа на соответствующую территорию (всей страны, одной или нескольких административно-территориальных единиц). Однако, по мнению экспертов, этот критерий является неудачным для определения принадлежности к соответствующим группам и подгруппам должностей работников аппарата разных судов, поскольку решения всех судов являются обязательными для выполнения на всей территории Украины (ст. 124 Конституции Украины). Поэтому конкретизацию вопроса относительно принадлежности должностей в аппарате судов и должностей помощников судей на уровне закона в управлении считают полностью обоснованной, однако отмечают, что соответствующие изменения целесообразно вносить не только в Закон «О судоустройстве и статусе судей», но и в Закон «О государственной службе».
Подобные полномочия
В свою очередь, председатель Государственной судебной администрации Руслан Кирилюк обратился к Совету судей Украины с тем, чтобы инициировать вопрос об отнесении к определенным категориям госслужащих и работников ГСА. По словам чиновника, это имеет достаточно серьезное психологическое значение при общении с органами исполнительной власти. «Вопрос уровня окладов намного проще, чем уровень групп и категорий. Тут есть какой-то психологический аспект восприятия. Мы поднимали вопрос о смене категорий служащих ГСА, но Минюст отказывал, поэтому нам пришлось принимать постановление на уровне центрального органа исполнительной власти. И на сегодня Министерство финансов и КМУ воспринимают ГСА как орган центральной исполнительной власти. Поскольку ГСА, по сути, является «аппаратом» для Совета судей Украины, а глава ГСА назначает руководителей аппаратов ВСУ и высших спецсудов, думаю, можно говорить о том, что работники центрального аппарата ГСА должны быть на уровне сотрудников аппарата ВСУ и высших спецсудов, а работники ее теруправлений – на уровне аппарата апелляционных судов», – отметил г-н Кирилюк.
В связи с необходимостью законодательного урегулирования вопросов, касающихся отнесения должностей работников секретариата ВККС, Национальной школы судей и ГСА к соответствующим подгруппам должностей госслужбы, Комитет по вопросам правосудия рекомендовал принять за основу еще один документ – законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей» о статусе работников секретариата Высшей квалификационной комиссии судей Украины, работников Национальной школы судей Украины и Государственной судебной администрации Украины №11099 от 22.08.12. Согласно с ним, должностные лица секретариата ВККС, работников НШС и ГСА действующим законодательством отнесены к госслужащим. В соответствии с их статусом определяется размер заработной платы, бытовое обеспечение и уровень социальной защиты, который не может быть меньше, чем у соответствующих категорий госслужащих органов законодательной и исполнительной власти (ч. 1 ст. 144 ЗУ «О судоустройстве и статусе судей»).
С учетом высокого статуса ВККС, ГСА и НШС, который выплывает из их полномочий, для недопущения снижения существующего статуса госслужащих, по мнению законодателей, следует конкретизировать принадлежность работников секретариата данных органов к подгруппам І-1, ІІ-1, ІІІ-1, ІV-1 и V – 1.
Всех под одну гребенку?
По мнению экспертов ГНЭУ, предложенные этим проектом положения несколько выходят за пределы правового регулирования Закона «О судоустройстве и статусе судей». Ведь классификация должностей госслужбы в зависимости от характера и объема должностных обязанностей является предметом регулирования Закона №4050-VI. Поэтому соответствующие изменения следует вносить не только в Закон «О судоустройстве и статусе судей», но и в Закон «О государственной службе».
Законопроектом №11099 предусмотрено, что «работники НШС по условиям оплаты труда приравниваются к подгруппам I-1, II-1, III-1, IV-1, V-1 должностей государственной службы». При этом Закон №4050-VI к должностям госслужбы 1 группы относит должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов, членов государственных коллегиальных органов, юрисдикция которых распространяется на всю Украину, и их аппарата; председателей и заместителей председателей местных государственных администраций. К пяти подгруппам 1 группы (I-1, II-1, III-1, IV-1 и V-1) относятся должности госслужбы в АПУ, СНБОУ, Аппарате ВР, Секретариате КМУ и др. Ввиду этого, вряд ли будет юридически корректным приравнивать по условиям оплаты труда должности, например, ректора НШС и руководителя Аппарата ВР Украины (подгруппа І-1).
По мнению специалистов, должности госслужбы в НШС могли бы быть приравнены к определенным законодательством должностям в Национальной академии государственного управления при Президенте Украины и Институте законодательства ВР, как это предусмотрено ст. 6 Закона №4050-VI. Кроме того, из содержания законопроекта выплывает, что все должности в секретариате ВККС, ГСА и ее территориальных управлениях одновременно относятся к подгруппам I-1, II-1, III-1, IV-1 и V-1, что также выглядит нелогичным.
С урегулированием вопроса статуса работников судебной системы могут быть сняты многие проблемы. Но изменится ли благодаря этому отношение к ним представителей исполнительной и законодательной ветвей власти?