Фемида в бюджетной яме
Август и сентябрь – горячее время для судебной системы. Именно в этот период правительство определяется с объемом средств на Фемиду. Напомним, согласно ст. 37 Бюджетного кодекса, Кабинет министров должен принять постановление об одобрении проекта закона о Государственном бюджете на следующий год и представить его вместе с соответствующими материалами Верховной Раде и Президенту Украины не позднее 15 сентября.
Все надежды суды общей юрисдикции возлагают на главного распорядителя средств – Государственную судебную администрацию, которая анализирует их бюджетные запросы и вносит соответствующие предложения Минфину. Кроме того, судебная администрация отвечает за финансовое обеспечение деятельности Высшей квалификационной комиссии судей, органов судейского самоуправления, Национальной школы судей. Впрочем, у Министерства финансов в этом случае главенствующая роль – оно на любом этапе составления и рассмотрения проекта Госбюджета проводит анализ представленного распорядителем средств бюджетного запроса с точки зрения его соответствия цели, приоритетности, а также эффективности использования средств. И нередко споры об этой эффективности у ГСА с Минфином продолжаются «до последнего».
Судьи останутся без зарплаты?
Очевидно, финансовое ведомство продолжит стоять на позиции жесткой экономии по отношению к Фемиде. Увидев предложенные цифры, председатель ГСА Руслан Кирилюк практически сразу обратился к Президенту Украины по поводу критической ситуации, которая может сложиться с подготовкой бюджетного запроса на 2013 г. Он попросил дать поручение Кабмину безотлагательно изучить вопрос об увеличении расходов общего фонда Госбюджета для органов судебной власти на 2013 г. на 3212,3 млн грн с целью приведения этих расходов в соответствие с действующим законодательством.
24 июля Министерством финансов были доведены предельные объемы расходов общего фонда Госбюджета на 2013 г. для органов судебной власти (кроме Верховного Суда Украины, высших специализированных судов) в сумме 2,42 млрд грн, что на 2,1% больше, чем было предусмотрено Законом «О Государственном бюджете Украины на 2012 год». Однако при формировании расходов общего фонда Минфином не учтены положения ст. 129 Закона «О судоустройстве и статусе судей» об установлении в 2013 г. должностного оклада судьи на уровне 10 минимальных заработных плат и Закона «О государственной службе» в части оплаты труда госслужащих. Кроме того, в доведенном до сведения ГСА объеме расходов не учтена потребность в средствах для увеличения количества судей на 1180 должностей и на 3991 работника аппаратов судов в связи с принятием Уголовного процессуального кодекса Украины.
Потребность же в средствах на судейское вознаграждение и оплату труда работников аппаратов судов и начисления на заработную плату (без учета норм нового Закона «О государственной службе») составляет 5487,0 млн грн. А предельный объем расходов, предложенный Минфином, сможет обеспечить на эти цели лишь 2298 млн грн, или 41,9%. Таким образом, дефицит финансирования составит 3,19 млрд грн.
В письме г-н Кирилюк также отмечает, что, как и в 2012 г., осталось неучтенным увеличение должностных окладов работников ГСА и ее территориальных управлений в соответствии с постановлением Кабинета министров Украины №409 от 13.04.2011. Потребность в средствах на эти цели – 59,7 млн грн, а предельными объемами расходов обеспечивается лишь 37,6 млн грн, или 63,1%. К тому же, остается нерешенной проблема с обеспечением расходов на оплату коммунальных услуг и энергоносителей центральным аппаратом ГСА и его теруправлениями. На эти цели в 2013 г. необходимо 3,4 млн грн, предельным же объемом, который предлагает Минфин, обеспечивается 2,2 млн грн, или 64,7%.
…А вышло, как всегда
Впрочем, как сложится в следующем году ситуация с финансированием судебной системы, еще неизвестно. Больше главного распорядителя беспокоит другой вопрос – катастрофическая нехватка средств для обеспечения работы судов в текущем году.
Напомним, подписание принятого 8 июля 2011 г. Закона «О судебном сборе» №3674-VI сопровождалось большими надеждами. Судьи, в т. ч. руководители судов, представляли сбор как дополнительный источник средств на улучшение условий работы – основной его задачей должно было стать укрепление материально-технической базы судов. Но проблемы начались уже на стадии обсуждения проекта Госбюджета на 2012 г. По словам г-на Кирилюка, когда ГСА готовила бюджетный запрос, в нем было предусмотрено, что оплата труда как судей, так и работников аппарата судов финансируется за счет общего фонда Госбюджета, а спецфонд используется на текущие и капитальные расходы. В принципе, в этом и заключается идеология Закона «О судебном сборе»: все, что поступает сверх текущих потребностей, используется на развитие. Но когда в Минфине увидели цифры, которые запланированы на текущие и капитальные расходы, то решили направить эти средства в т. ч. и на выплату зарплаты, поэтому бюджетный запрос был возвращен. Руководство ГСА не сдавалось и обратилось с тем же запросом повторно. Тогда на заседании Кабмина Минфину и Минюсту было поручено рассмотреть вопрос о внесении изменений в Закон «О судебном сборе», чтобы средства от него направлялись в общий фонд Госбюджета, что, по сути, означало бы полный крах надежд, которые возлагались на это закон. Чтобы отстоять право судебной власти на финансирование, судебной администрации пришлось пойти на компромисс: средства от судебного сбора не идут в общий фонд, но тратятся в т. ч. и на оплату труда работников судов.
Выходит, с принятием Госбюджета на 2012 г. судьи и работники судов стали заложниками патовой ситуации: вопрос оплаты их труда поставлен в зависимость от поступлений судебного сбора, объем которых зависит от количества принятых к рассмотрению материалов. По сути, Фемиду перевели на самообеспечение как хозрасчетную организацию: чем больше граждан заплатят за рассмотрение споров, тем качественнее будет финансирование судов. Поэтому неудивительно, что в спецфонде уже обнаружились большие «дыры» – фактическое поступление средств от уплаты судебного сбора за период с начала года значительно меньше запланированных показателей. Весной ГСА прогнозировала, что дефицит средств на конец текущего года составит около 770 млн грн, но он оказался еще больше.
Вся надежда – на правительство
В связи с этим 15 августа председатель ГСА обратился к премьер-министру Украины Николаю Азарову по поводу критической ситуации с финансированием расходов на оплату труда работников аппаратов местных и апелляционных судов общей юрисдикции, оплату коммунальных услуг и энергоносителей, а также текущих расходов на обеспечение судопроизводства. «Такое обращение обусловлено, прежде всего, тем, что эти расходы в значительной мере предусмотрены за счет спецфонда госбюджета, который формируется из поступлений от судебного сбора. Но фактическое поступление средств от уплаты судебного сбора за период с начала года значительно меньше запланированных показателей, следовательно, возникла угроза ненадлежащего финансирования указанных расходов», – сообщает ГСА.
Для временного решения проблемы Минфин по обращениям ГСА приблизил расходы на оплату труда по общему фонду с IV на II и III квартал. Это позволило своевременно выплатить заработную плату работникам аппаратов судов. Однако остается нерешенным вопрос обеспечения таких выплат до конца текущего года. Дефицит ассигнований на оплату труда и начисления на заработную плату по общему фонду Госбюджета составляет 1456,4 млн грн.
10 июля Президент Украины дал поручение обеспечить подготовку и внесение в установленном порядке на рассмотрение Верховной Рады законопроекта о внесении изменений в Закон «О Государственном бюджете Украины на 2012 год» о финансировании расходов на оплату труда работников аппаратов местных общих и апелляционных судов, а также расходов на выполнение Национальной школой судей задач по организации спецподготовки кандидатов на должность судьи, подготовки судей и их периодического обучения, предусмотрев увеличение соответствующих бюджетных назначений.
Появилась во втором полугодии и еще одна проблема, которая требует неотложного решения: поскольку социальные выплаты осуществляются за счет средств спецфонда Госбюджета, невозможно обеспечить текущие расходы судов на непосредственное осуществление судопроизводства. В ГСА постоянно поступают обращения, что в связи с отсутствием средств суды не имеют возможности своевременно отправлять почтовую корреспонденцию, что приводит к затягиванию сроков рассмотрения дел и нарушению прав граждан. Стоит также учесть, что в этом году значительно выросли цены на коммунальные услуги и энергоносители, и запланированные расходы не обеспечивают потребность судов и ГСА в средствах на их оплату в полном объеме. Дефицит ассигнований на оплату коммунальных услуг и энергоносителей центрального аппарата ГСА и ее теруправлений составляет 1,2 млн грн.
Кроме того, поскольку не так давно была увеличена штатная численность судей (приказом ГСА №83 от 13 июля общее количество судей в местных общих судах возросло более чем на 1 тыс. человек, что обусловлено потребностью выполнить требования нового УПК, положения которого предусматривают наличие в штате следственных судей), неясно, откуда возьмутся средства на обеспечение новых сотрудников условиями для работы. Не совсем понятно, как ГСА собирается внедрять такую положительную для граждан новацию, как проект «Электронный суд», который позволит подавать и получать процессуальные документы в электронном виде. Очевидно, что если нынешняя критическая ситуация с финансированием будет сохраняться, реализовать какие-либо шаги по улучшению работы судебной системы будет невозможно.
Наталья Мамченко,
«Судебно-юридическая газета»
Комментарий
Председатель Государственная судебной администрации Руслан Кирилюк:
– Действительно, процесс по подготовке Госбюджета на следующий год уже начался. И ситуация выглядит не совсем оптимистично: на сегодняшний день, с учетом приведенных Министерством финансов показателей, на основании которых ГСА начинает формировать бюджет, дефицит на оплату труда в судебной системе может составить 3,2 млрд грн. Это очень большая сумма. Мы совместно с руководством высших специализированных судов и Верховного Суда Украины будем работать над тем, чтобы оплата труда как судей, так и работников судов была гарантирована исключительно за счет общего фонда Госбюджета и в том размере, который позволит нормально работать. Безусловно, мы также будем работать над тем, чтобы средства от судебного сбора, как и планировалось при принятии соответствующего закона, использовались на развитие судебной системы, поскольку сейчас за счет этих средств осуществляется в т. ч. и выплата заработной платы, и уже в октябре, если ситуация не будет исправлена, у нас не будет средств на выплату зарплаты даже судьям.
Мы надеемся на поддержку главы государства, но хотелось бы, конечно, большей поддержки и со стороны органов исполнительной власти.