До парламентских выборов в Украине осталось ровно три месяца. 30 июля официально стартовала избирательная кампания по выборам народных депутатов Украины в 2012 г. Кандидаты в депутаты активно готовятся к выборам, активизируя все свои силы, ресурсы и умения, чтобы продемонстрировать техничную и последовательную избирательную кампанию.
Выборы в этом году проводятся по смешанной пропорционально-мажоритарной системе – по 225 депутатов в общегосударственном многомандатном избирательном округе по партийным спискам и в одномандатных округах. Согласно закону «О выборах народных депутатов Украины» №4061-VI от 17.11.2011 (далее – Закон №4061-VI), избирательные блоки участия в выборах не принимают, а из избирательных бюллетеней исключена графа «против всех». Регистрировать кандидатов, баллотирующихся по мажоритарной системе, будет ЦИК, а не окружные избиркомы, как это было на всех предыдущих выборах. Это обеспечит одинаковые сроки регистрации кандидатов в одномандатных округах и в общегосударственном многомандатном избирательном округе.
Документы для регистрации партийных списков и кандидатов в мажоритарных округах должны быть поданы в ЦИК не позднее 13 августа, после чего ЦИК не позднее, чем на пятый день, должна принять решение о регистрации или отказе в регистрации. Еще два дня отводится на исправление ошибок и неточностей в документах, поданных для регистрации кандидатов. Через месяц после начала кампании ЦИК должна утвердить форму, цвет и текст избирательных бюллетеней для голосования как в многомандатном общегосударственном, так и в одномандатных округах. Изготовление бюллетеней на государственных полиграфических предприятиях планируется до 20 октября. Напомним, выборы народных депутатов состоятся 28 октября, ЦИК должна установить официальные результаты выборов до 12 ноября.
Какой станет эта кампания, какие технологии будут использовать ее участники и насколько изменятся правила избирательной игры, выясняла «Судебно-юридическая газета».
Улыбайтесь, вас снимают!
Как уже заявил президент ПАСЕ Жан-Клод Миньйон, Парламентская Ассамблея Совета Европы на парламентские выборы в Украине направит 41 наблюдателя. Делегацию возглавит депутат швейцарского парламента Андреас Гросс, который возглавляет группу социалистов в ПАСЕ. Также ОБСЕ планирует направить на парламентские выборы в Украине 100 долгосрочных и 600 краткосрочных наблюдателей. Чтобы не отставать от Европы и соответствовать званию демократического государства, правительство решило установить на избирательных участках веб-камеры.
В рекордные сроки (за 3 дня) был принят Закон Украины «Об особенностях обеспечения открытости, прозрачности и демократичности выборов народных депутатов 28 октября 2012 г.» №10681 от 05.07.2012 (далее – Закон №10681). На реализацию проекта легким движением руки государство «отстегнуло» почти 1 млрд грн – и это на проект, который серьезно не апробирован! Следует отметить, что сумма заявлена без каких-либо обоснований, а подрядчик этого проекта будет определен без тендера, то бишь даже без видимости общественного контроля над финансированием дорогостоящего мероприятия, напрямую связанного с выборами. Учитывая, что в проекте и в объяснительной записке не называются абсолютно никакие технические параметры и характеристики, остается только догадываться, откуда взялась именно такая сумма. Кроме того, Закон №10681 был принят Верховной Радой с грубым нарушением Регламента, ведь, согласно законодательству, в случае внесения изменений в показатели бюджета необходимо предоставить вместе с законопроектом финансово-экономическое обоснование. Но на этот раз ВР решила не мелочиться: ни обоснования, ни расчеты не были предоставлены. Согласно документу, закупку, тестирование оборудования и прочие работы должен обеспечить Кабмин. Интересно, что, исходя из норм принятого документа, основной распорядитель соответствующих средств – ЦИК, но фактически распоряжаться и реально оперировать ими будет КМУ. Задача ЦИК будет состоять лишь в том, чтобы определить технические задания. Заявленную сумму возьмут из налоговых и таможенных пошлин.
Видимо, правительству пришелся по душе российский опыт президентских выборов, который показал некую разновидность контролируемой демократии – мол, «голосуйте, смотрите, наблюдайте, а решение мы уж как-нибудь сами примем». Напомним, россияне видели он-лайн сотни нарушений, но к каким-то серьезным правовым последствиям это не привело и на результаты президентских выборов в РФ не повлияло…
Избиратель увидит не все?
Интернет-покрытие со стабильным трафиком и скоростью для непрерывной качественной онлайн-трансляции стоит недешево. Сомнительно, что выделенного миллиарда гривен и оставшегося времени хватит, даже если провайдеры очень постараются. Опять же, в России, где реализация такого масштабного проекта началась за три месяца до начала выборов, большую часть техники пришлось доставлять самолетами из Тайваня, так как такого количества продукции ни у одного поставщика на складе не оказалось.
Согласно Закону №10681, на каждом избирательном участке в помещении для голосования предлагается установить не менее двух камер. Но непонятно, куда они должны быть направлены, а технические требования к ним отсутствуют. Лишь уточняется, что камеры не должны нарушать тайну волеизъявления граждан, т. е. не могут быть размещены в кабинках. Как и у северных соседей, видеонаблюдение в режиме реального времени будет транслироваться на специально созданном сайте. Правда, Кабмин еще не решил, кто будет администрировать работу этого сайта, а техническая сторона вопроса (составляющая столь громоздкого проекта) в законе вообще отсутствует. Также не определено, будет ли вестись аудиозапись голосования, а это очень важно при предоставлении в суд съемки в качестве доказательства. Кроме того, в законе не определено, кто и в каких случаях может получить копию записи заседания комиссии.
Но наибольший резонанс вызвала другая норма: украинцы смогут видеть трансляцию исключительно во время голосования, а после его окончания и до подписания протокола подсчета голосов запись транслироваться не будет. Все это вызывает сомнения по поводу цели закупки камер, которая больше напоминает некую имитацию прозрачности и открытости предстоящих выборов. Ведь если это не имитация, должно быть четко определено, где и как устанавливается камера, кто отвечает за то, чтобы ее не заслоняли в нужные моменты, какие санкции предусматриваются за перекрытие камеры, куда записывается видеоизображение, как сохраняются и защищаются файлы от модификации и уничтожения, кто отвечает за сохранность файлов. По мнению экспертов, весь процесс должен записываться непрерывно: от выемки бюллетеней и их подсчета до составления окончательных протоколов и их отправки. В Украине не столь важно, как проголосовали – важно, как подсчитали.
Внедрение системы видеонаблюдения ЦИК пока не может оценить однозначно. Конечно, отмечаются положительные стороны: визуальное наблюдение, дополнительные контрольные возможности публичного характера (хотя подсчет голосов выпадает за рамки видеонаблюдения). Но, с другой стороны, в ЦИК отмечают, что в России подобное нововведение не дало положительных результатов.
Чужой среди своих
И хоть менять что-либо в избирательном законодательстве времени практически не осталось, эксперты пришли к выводу, что пробелы в документе могут создать на предстоящих выборах немало проблем. В частности, разногласия вызывает законодательная норма о смене места голосования без смены избирательного адреса. Закон №4061-VI не регулирует эту процедуру – она урегулирована ч. 3 ст. 7 Закона Украины «О государственном реестре избирателей» №698-V от 22.02.2007 (редакция действует с 31.12.2011): по мотивированному обращению избирателя, который имеет право голоса на соответствующих выборах или референдуме, орган ведения Реестра может временно (на период их проведения) изменить избирателю место голосования без изменения его избирательного адреса. Такое обращение подается в орган ведения Реестра по местонахождению отмеченного избирателем участка или по избирательному адресу не позже чем за пять дней до дня голосования. Временное изменение места голосования избирателя подтверждается удостоверением, которое выдается избирателю по форме, установленной ЦИК. Никакой другой регламентации (в т. ч. подачи такого удостоверения в участковую избирательную комиссию перед днем выборов или при получении бюллетеня избирателем) законом не предусмотрено. Очевидно, что появление таких лиц в списках избирателей на «чужом» участке будет служить основанием для многих конфликтов и проблем.
Массовые «эпидемии» и ляпы с наблюдателями
Недостаточно урегулирована и процедура голосования по месту пребывания избирателей, которые не в состоянии самостоятельно передвигаться. Закон достаточно четко устанавливает субъектов такого права – его имеют лица, которые постоянно или временно неспособны передвигаться самостоятельно. Но в случае возникновения спора, может ли конкретное лицо воспользоваться этим правом, необходимо установление факта невозможности передвигаться самостоятельно. Если такой факт не установлен, действует общая презумпция – человек должен голосовать на участке. Учитывая практику выборов прошлых лет, когда до 30% избирателей на некоторых участках голосовали дома (массовые «эпидемии» заболеваний, симуляции неспособности самостоятельно передвигаться), законодателю стоило бы задуматься об аналогичной ситуации на нынешних выборах.
В отдельных статьях Закона №4061-VI недостаточно четко определены полномочия наблюдателей. Например, в разделе, который регулирует вопросы обжалования, отсутствуют процессуальные правила обращения в суд. Хотя полномочия по обжалованию для субъектов избирательного процесса определены здесь более четко, чем в других статьях. Например, в соответствии со ст. 108 Закона №4061-VI, которая регулирует обжалование решений, действий или бездеятельности, касающихся выборов депутатов, официальный наблюдатель может обратиться в избирательную комиссию с жалобой, касающейся избирательного процесса. А вот ч. 5. ст. 78 этого же Закона определяет, что наблюдатель может обращаться в суд, но не уточняется, с каким процессуальным документом и на каких основаниях.
Надежда, что после каникул законодатели все же вернутся к доработке неидеального документа, конечно, теплится, но уж очень она мизерна. Поэтому в сложившихся условиях в ЦИК заявляют, что во избежание срыва выборов Комиссия будет вынуждена своими постановлениями нивелировать пробелы в законе. По сути, ЦИК подменит Верховную Раду и будет заниматься тем, что в Конституции отнесено к полномочиям парламента. Выбора, как говорится, нет: «Либо провалить выборы, либо нарушить закон».
Гречка? Нет – деньги!
Хоть официально предвыборная кампания началась только 30 июля, фальстарт политической агитации давно вышел на финишную прямую. Политические силы с каждыми последующими выборами ведут себя все напористее, поскольку украинский избиратель разбалован предвыборными подачками и достаточно толерантно принимает «с барского плеча» очередную мзду за свои голоса.
Как поясняют в ЦИК, они не в силах бороться с такими процессами. В случае выявления подобных инцидентов Центризбирком может лишь направить заявление в правоохранительные органы и прокуратуру. Если будет выявлена связь между подкупом граждан и последующей регистрацией лица кандидатом в народные депутаты по определенному мажоритарному округу, такому кандидату может грозить уголовная ответственность. Также в период предвыборной кампании ЦИК запретила проводить агитацию в виде материальной стимуляции или бесплатных товаров, кроме товаров, содержащих название и символику партии (их стоимость не должна превышать 33 грн). Депутаты, начавшие раздавать «поощрения» задолго до начала предвыборной гонки, уверены, что это ни в коем случае не является подкупом, поскольку избирательная кампания еще не началась. Такую свою деятельность они объясняют достаточно оригинально. По их словам, раздача продуктовых наборов с фотографиями представителей политической силы – это не подкуп потенциальных избирателей, а оказание помощи! Причем помощи не от потенциальных кандидатов в народные депутаты, а от действующих нардепов, поскольку «это их право – делать добро людям».
По словам экспертов, уже сейчас есть предпосылки, что избирательная кампания 2012 г. будет довольно жесткой. Прежде всего, это связано с введением мажоритарной системы выборов, предполагающей противостояние денежных средств, а не программ. Причем гречкой и канцелярскими товарами для школьников кандидаты сегодня не ограничиваются – в ход идут не только всевозможные продукты питания, но и мобильные телефоны, финансирование массовых мероприятий и даже «стипендии» школьникам. Например, один из депутатов Днепропетровского горсовета, собирающийся баллотироваться в народные депутаты, раздавал школьникам деньги в конвертах, а их родителям – благодарности в рамочках. На торжественной линейке, посвященной последнему звонку, в школах Ленинского района Днепропетровска ученикам вручались именные конверты с надписью «стипендия». По информации родителей учеников, размер «стипендии» составил 50 грн. Эффективность товарного подкупа очень низкая, то ли дело – раздача денег. Ведь понятно, что подкуп, как любая технология, если ее правильно использовать, может быть достаточно результативным.
Впрочем, большинство украинцев подобными уловками давно не пронять. «Подарки» из-за низкого уровня жизни наших соотечественников расходятся «на ура», но вот будут ли они голосовать за того или иного «мецената» – большой вопрос. Да и в предвыборные обещания «сладкой жизни» давно уже никто не верит. Но больше всего настораживает то, что многочисленные эксперты и политологи пророчат в стране социальный взрыв: если после выборов очередные обещания останутся обещаниями, люди просто не станут с этим мириться.
Татьяна Пашковская,
«Судебно-юридическая газета»
**Нота бене**
А готовы ли к выборам суды?
На недавно состоявшейся научно-практической конференции «Выборы-2012: применение законодательства», организованной Высшим административным судом Украины (далее – ВАСУ), обсуждались вопросы одинакового толкования и применения законодательства при рассмотрении споров о выборах народных депутатов ВР.
Как было отмечено, опыт работы админсудов на предыдущих выборах продемонстрировал необходимость существенного урегулирования отдельных аспектов избирательного процесса. Прежде всего, это касалось совершенствования законодательства, поскольку положения отдельных законодательных актов противоречили процессуальным нормам КАСУ. По мнению ВАСУ, оптимизацией отечественного избирательного законодательства можно считать принятый Закон №4061-VI. Законодатель исключил из этого закона все процессуальные нормы, которые регламентировали процедуру рассмотрения административными судами избирательных споров и противоречили некоторым предписаниям КАСУ. Что же касается принятых недавно изменений избирательного законодательства, то они детально изучаются судьями для их соответствующего применения на будущих выборах.
Как отметил глава ВАСУ Игорь Темкижев, значительным подспорьем при рассмотрении дел этой категории во время проведения выборов станет апробированное в 2007 г. постановление Пленума ВАСУ «О практике применения административными судами положений КАСУ во время рассмотрения споров относительно правоотношений, связанных с избирательным процессом или процессом референдума». В условиях несовершенного на то время Закона «О парламентских выборах» и наличия коллизионных норм упомянутый документ способствовал единству судебной практики и соблюдению принципа юридической определенности во время рассмотрения избирательных дел. Также для формирования единой практики при решении избирательных дел ВАСУ в своих информационных письмах уже предоставил разъяснения таких актуальных вопросов, как определение подсудности избирательных споров, обратил внимание на неуклонное соблюдение сроков во время рассмотрения таких дел и правильное определение срока обжалования судебных решений, вынесенных в таких делах.
Напомним, спецподразделения судебной милиции готовы обеспечить круглосуточную охрану всех помещений админсудов во время предвыборной кампании при условии их технического обустройства в соответствии с требованиями Инструкции о порядке организации и поддержки общественного порядка в суде, прекращения проявлений неуважения к суду, а также охраны помещений судов (приказ МВД и ГСАУ от 06.03.2004).
ТОП-5 избирательных новшеств выборов-2012
**Комментарии**
Заместитель председателя ВАСУ Михаил Цуркан:
– Оперативность рассмотрения избирательных споров и позитивная оценка международной общественности вселяют уверенность в готовности административных судов к выборам 2012 г. Чтобы обеспечить требования законодательства по организации работы во время избирательного процесса, в каждом суде отрабатываются необходимые мероприятия, изучаются соответствующие рекомендации, предоставленные высшими судебными инстанциями и Советом судей административных судов Украины.
В законе содержится много мелких недостатков. Впрочем, на наш взгляд, они существенно не повлияют на процесс выборов. Но есть также такие огрехи (проблемные моменты, недочеты), которые при определенных обстоятельствах могут создать условия для появления сомнений в легитимности самих выборов. Прежде всего, речь идет о порядке учета голосов избирателей, которые находятся за пределами Украины, о голосах в мажоритарных избирательных округах, а также о возможности для кандидатов в депутаты баллотироваться во всех 225 мажоритарных избирательных округах одновременно. Таким образом, просматривается тенденция замещения полномочий парламента решениями ЦИК, а вот законность этих решений может быть предметом судебного рассмотрения.
Пока сложно прогнозировать, как будут развиваться события, но учитывая, что лишь Центризбирком будет признавать результаты выборов в каждом из округов, можно предположить, сколько дел придется рассмотреть одному только ВАСУ, который в этих спорах является судом первой и последней инстанции. Тем не менее, административные суды настроены оптимистично, поскольку призваны рассматривать публично-правовые споры. Верим и делаем все возможное, чтобы рассмотреть все споры оперативно, качественно и справедливо.
Зампредседателя Комитета ВР по вопросам Госстроя и местного самоуправления Юрий Ключковский:
– Среди прочего, много противоречий вызывает процедура транспортировки бюллетеней из участков в окружные избирательные комиссии, ведь при формировании избирательных округов транспортная инфраструктура нашего государства была полностью проигнорирована. При ограниченных бюджетах и нынешнем состоянии дорожно-транспортной инфраструктуры контакты между участковыми избирательными комиссиями и окружной избирательной комиссией будут затруднены. Каким образом поздней осенью по горным дорогам ночью за сотни километров будут перевозиться протоколы и пакеты с избирательной документацией?
Председатель ЦИК Владимир Шаповал:
– Я недоволен, что при решении вопроса об установке веб-камер ЦИК был, по сути, поставлен перед фактом. С нами никто не советовался. Хотя я и не претендую, чтобы давать технически обоснованные консультации, но было бы неплохо, если бы ЦИК заранее поставили в известность. Сам по себе процесс видеонаблюдения нельзя оценить однозначно. С одной стороны, это, вроде бы, положительный момент: визуальное наблюдение, дополнительные контрольные возможности публичного характера. Но сейчас происходит своеобразный римейк, повтор российского опыта. Я был наблюдателем на выборах в России и хочу сказать, что в неофициальных разговорах с организаторами выборов, начиная с самого высокого уровня и заканчивая уровнем избирательных участков, практически не слышал положительных отзывов по поводу того, что на участках установлены видеокамеры.
Зампредседателя ЦИК Андрей Магера:
– Среди всех сфер права избирательное законодательство сегодня наименее стабильно. Насколько позитивно можно воспринимать новое избирательное законодательство – вопрос очень непростой. С одной стороны, есть много положительных норм, их в избирательном законе удалось сохранить. Но, к сожалению, сама избирательная система не позволяет сделать оптимистичные прогнозы, насколько качественно могут быть проведены выборы. Решения КСУ о заграничных избирательных участках и двойном баллотировании также внесли некоторые коррективы в избирательный закон. В целом я разделяю позицию КСУ, но, к сожалению, другие положения закона на сегодняшний день допускают возможность одновременного баллотирования одного и того же человека во всех мажоритарных избирательных округах. К сожалению, ЦИК в данном случае не имеет оснований отказывать в регистрации таких кандидатов, и этот вопрос надо решать.