12 июня 2012 г. в Высшем административном суде Украины состоялось заседание Совета судей админсудов. На заседании рассматривались кадровые вопросы; вопросы об обеспечении окружных и апелляционных админсудов надлежащими служебными помещениями и их охране; о готовности административных судов к рассмотрению дел, связанных с избирательным процессом; об ориентировочном плане работы Совета на второе полугодие 2012 г.
Кадровые вопросы
По информации председателя ССАС Николая Кобылянского, на данный момент на занятие вакантной должности председателя Донецкого окружного админсуда поступило заявление и пакет документов от Евгения Мезенцева, который имеет стаж работы в сфере права 13 лет 9 месяцев, в т. ч. свыше 7,5 лет работы в судебной системе. Г-н Мезенцев занимал должность судьи Хозсуда Донецкой области, Донецкого апелляционного хозсуда, сегодня он - судья Донецкого окружного административного суда. По итогам рассмотрения этого вопроса Совет судей админсудов поддержал кандидатуру Е. Мезенцева и направил соответствующее представление в Высший совет юстиции. Помимо прочего, рассматривалось и заявление зампредседателя Харьковского апелляционного админсуда Ольги Сиренко. Судья обратилась в ВАСУ с просьбой внести во ВСЮ представление о досрочном увольнении ее с должности по собственному желанию. По результатам рассмотрения ССАС удовлетворил заявление г-жи Сиренко.
Все как всегда: денег для судов нет
На этом же заседании были рассмотрены вопросы об обеспечении окружных и апелляционных административных судов надлежащими служебными помещениями и их охране, а также о готовности административных судов к рассмотрению дел, связанных с избирательным процессом.
Судя по информации докладчиков, в связи с приближающимися выборами народных депутатов в ВР для админсудов открываются невеселые перспективы. По словам Н. Кобылянского, для организации надлежащего рассмотрения избирательных дел нужно, в первую очередь, решить вопрос материально-технического обеспечения судов. Согласно ст. 130 Конституции Украины, финансирование и условия для функционирования судов и деятельности судей обеспечивает государство. В свою очередь, ч. 2 ст. 140 ЗУ «О судоустройстве и статусе судей», среди прочего, закреплено, что обеспечение функционирования судебной власти предусматривает определение в Госбюджете Украины расходов на финансирование судов не ниже уровня, который обеспечивает возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с законом. «Проанализировав предоставленную административными судами информацию, можно сказать, что финансирование судов осуществляется на уровне, значительно ниже, чем нужно для обеспечения возможности полного и независимого осуществления правосудия, как того требует Закон о судоустройстве и статусе судей. Текущие расходы, которые предусмотрены админсудам на 2012 г., не дают возможности приобрести в достаточном количестве канцелярские товары, расходные материалы, осуществить пересылку почтовой корреспонденции», - заявил Н. Кобылянский.
Апелляционные админсуды обеспечены лишь на 32,9%, а окружные - на 39,2% в части текущих расходов. Хуже всего профинансированы в апелляционных админсудах расходы на почтовые услуги (22,6% от потребности), а в окружных - на текущий ремонт (0,6%), программное обеспечение (8,2%), приобретение мантий и обеспечение форменной одеждой (13,5%), мебель (14,5%), услуги связи (18,2%). Капитальные расходы админсудов обеспечены всего 8,9%, окружных - на 6,9%. Такое финансирование является более чем неудовлетворительным. А установленный КАСУ особый порядок осуществления судопроизводства по делам, связанным с избирательным процессом, требует существенного увеличения потребностей в расходах на обеспечение судебной деятельности. «Надежды на то, что судебный сбор улучшит социальное обеспечение судей и работников аппарата, а также материально-техническую базу админсудов, не оправдались, ведь за первое полугодие апелляционные админсуды получили средства от судебного сбора в размере 41,4% запланированной суммы, а окружные админсуды - 49,4%», - резюмировал докладчик.
Следует отметить, что, согласно ч. 8 ст. 13 Бюджетного кодекса Украины, платежи за счет специального фонда бюджета осуществляются в пределах средств, которые фактически поступили в этот фонд для соответствующих потребностей. Кроме того, в соответствии со ст. 48 Бюджетного кодекса, распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства по специальному фонду исключительно в пределах соответствующих фактических поступлений. Т. е. в случае непоступления средств от уплаты судебного сбора в размерах, установленных Законом о Госбюджете Украины на 2012 г., осуществление расходов для обеспечения нормального функционирования судебной системы становится невозможным.
Перебои с зарплатой уже начались
Расходы на зарплату судей и работников аппарата судов в 2012 г. предусмотрены как из общего, так и из специального фонда. Во многих судах сметные назначения по общему фонду не покрывают даже сумму обязательных выплат. Таким образом, возникает ситуация, когда часть обязательных выплат зависит от поступления средств из специального фонда. Фактическое поступление средств от уплаты судебного сбора за период с начала года значительно меньше запланированных показателей, а прогнозируемый дефицит поступлений в спецфонд Госбюджета на конец текущего года будет составлять около 930 млн грн. Вследствие этого возникает угроза неподобающего текущего финансирования расходов на оплату труда судей (судейское вознаграждение) и работников аппарата судов. За пять месяцев текущего года из спецфонда Госбюджета расходы на оплату труда вместе с начислениями профинансированы на 208,4 млн грн, что составляет 15,7% от годового плана финансирования. Более того, финансирование из спецфонда осуществляется в последние дни месяца, когда зарплата должна быть уже начислена, в связи с чем на счетах остаются средства. Как следствие, судам невозможно предусмотреть расчет зарплаты до конца года.
Напомним, недавно глава Государственной судебной администрации Руслан Кирилюк обратился к Президенту с письмом о критической ситуации с финансированием расходов на оплату труда работников аппарата местных и апелляционных судов и о необходимости обеспечения расходов на оплату труда исключительно за счет средств общего фонда Госбюджета. Но вопрос до сих пор так и не решен.
Кто обеспечит охрану во время выборов?
Из-за отсутствия средств админсуды не имеют возможности должным образом обеспечить охрану помещений, судей и работников аппарата судов. В большинстве случаев нет возможности осуществить или завершить оборудование помещений охранно-пожарной сигнализацией, видеонаблюдением. То же касается и пропускного режима, обеспечения прямой связи с дежурными органов внутренних дел. По информации главы ГСА Р. Кирилюка, абсолютно все помещения админсудов не в полной мере отвечают требованиям осуществления правосудия. Все они требуют переоборудования, большинство помещений гораздо меньше, чем необходимо, поэтому суды вынуждены размещаться в нескольких помещениях. Отсутствует финансирование на ремонт и реконструкцию предоставленных помещений. Недостаточное финансирование не позволяет решить проблемы и путем приобретения помещений у организаций, которые находятся в состоянии банкротства, а ведь путем такого выкупа можно было бы обеспечить помещениями многие суды.
По результатам обсуждения Совет судей админсудов рекомендовал ГСА Украины принять все необходимые меры по обеспечению надлежащей работы админсудов во время рассмотрения избирательных споров.
Татьяна Пашковская,
«Судебно-юридическая газета»