В современных условиях ведение бизнеса без использования достижений в IТ-сфере уже не представляется возможным. В офисах компьютеризируются коммуникационные процессы, делопроизводство переводится в электронный формат. Соответственно, ежедневно появляются потребности в новом программном обеспечении (ПО). Но часто руководители предприятий даже не подозревают, что на офисных компьютерах установлено контрафактное ПО, и потому оказываются неподготовленными к проверкам на наличие соответствующей лицензии.
Кто имеет право на проверку?
В Украине существует всего три органа, которые имеют право осуществлять проверки программного обеспечения на предмет подлинности. Это Государственная служба интеллектуальной собственности Украины (пришедшая на смену одноименному госдепартаменту), Государственная служба борьбы с экономической преступностью МВД Украины (далее - ГСБЭП, Служба) и органы Государственной налоговой службы. В соответствии с Положением о ГСБЭП (утвержденным постановлением КМУ №510 от 05.06.93), одной из обязанностей Службы является выявление и прекращение фактов нарушения прав интеллектуальной собственности. В связи с этим в п. 5 Положения предусмотрено, что подразделения ГСБЭП пользуются правами, предусмотренными законами Украины «О милиции», «Об оперативно-розыскной деятельности», УПК. Соответственно, сотрудники ГСБЭП могут: 1) беспрепятственно входить в помещения предприятий, учреждений; 2) проводить с участием собственника, его представителей осмотр производственных, складских, торговых, служебных помещений, транспортных средств и других мест хранения имущества и его использования; 3) изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, и т. д.
В общем, список прав весьма внушительный и на первый взгляд пугающий. Если бы не одно обстоятельство - на все это работники ГСБЭП имеют право лишь при наличии данных о нарушениях законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную и другую предпринимательскую деятельность, которые влекут за собой уголовную ответственность. Т. е. просто так заявиться в офис с проверкой нельзя. Хотя момент очень скользкий, ведь «данными о нарушениях» может послужить и звонок конкурентов или просто недоброжелателей с информацией о том, что ваше предприятие якобы производит контрафактные диски. И правоохранители обязаны будут эту информацию проверить. Но при этом, в соответствии со ст. 5 ЗУ «О милиции», милиция выполняет свои задачи беспристрастно, в точном соответствии с законом. Никакие исключительные обстоятельства или указания должностных лиц не могут быть основанием для незаконных действий или бездеятельности. Поэтому, если в действиях правоохранителей вы усматриваете превышение служебных полномочий или иные незаконные действия, можно позвонить по телефону доверия Департамента Государственной службы борьбы с экономической преступностью (044) 256-13-37.
Органы ГНС, в отличие от ГСБЭП, наделены более скромными полномочиями. Они имеют право составлять протоколы по делам об админправонарушениях при выявлении фактов нарушения авторских и смежных прав при проведении плановых и внеплановых проверок хоздеятельности. Что касается госинспекторов по вопросам интеллектуальной собственности, то они наделены правом проверять у субъектов хозяйствования наличие разрешения на использование объектов права интеллектуальной собственности на любой стадии их производства, распространения или использования.
Ответственность бывает разная
Ответственность за нарушение законодательства об авторских правах и интеллектуальной собственности бывает трех видов: гражданско-правовая, административная и уголовная. При гражданско-правовой ответственности (например, одно предприятие подало иск на другое о возмещении убытков) ответственность несут как физические, так и юридические лица. Вопросы, касающиеся админответственности, определены в КУоАП. Например, ст. 51-2 предусмотрено, что незаконное использование объекта права интеллектуальной собственности, в т. ч. компьютерной программы, присвоение авторства на такой объект или иное умышленное нарушение прав на объект права интеллектуальной собственности влечет наложение штрафа от 10 до 200 НМДГ (170-3400 грн) с конфискацией незаконно изготовленной продукции и оборудования и материалов, предназначенных для его изготовления.
Уголовная ответственность за нарушение авторского и смежных прав установлена ст. 176 УК Украины. С объективной стороны, преступление предусматривает общественно-опасные деяния, их последствия в виде причинения материального вреда в крупном размере (стоимость экземпляров незаконно растиражированных и распространенных произведений, материальных носителей компьютерных программ, баз данных, сумма дохода, полученного в результате незаконного показа или опубликования указанных объектов интеллектуальной собственности в 100 и более раз превышает необлагаемый налогом минимум доходов граждан), а также причинную связь между соответствующими деяниями и их последствиями. Основанием для наступления уголовной ответственности является вступивший в силу приговор суда за деяние, квалифицированное по статье УК, которая предусматривает совершение преступления в следующих формах: 1) незаконное воспроизведение компьютерных программ, баз данных; 2) незаконное распространение компьютерных программ и баз данных на носителях информации; 3) незаконное тиражирование компьютерных программ и баз данных на носителях информации; 4) иное использование чужих компьютерных программ и баз данных без разрешения лиц, которые имеют на них авторские права.
Как говорится, предупрежден - значит, вооружен. Поэтому вовремя предпринятые превентивные меры имеют решающее значение при внезапных проверках предприятий на предмет наличия нелицензионного ПО на офисных компьютерах. Руководителю, прежде всего, стоит ограничить круг лиц, имеющих полномочия устанавливать программное обеспечение на ПК, принадлежащие предприятию. В идеале, такое право должно быть лишь у одного человека - например, у системного администратора. Также не помешает включить во внутренние документы предприятия положение об ответственности за самовольную установку нелицензионного ПО сотрудниками предприятия или иными лицами по поручению сотрудника компании. Необходимо регулярно отслеживать, какое программное обеспечение установлено на ПК, принадлежащих предприятию, какие обновления ПО были проведены в последнее время, вести реестр лицензионного ПО, содержащий сведения о лицензиях (лицензионных договорах) на использование ПО, и, конечно, иметь эти документы в наличии.
Также необходимо отметить, что к ответственности по ст. 176 УК Украины лицо (директор предприятия или же системный администратор, если в его должностной инструкции записано, что он обязан устанавливать только лицензионное ПО) может быть привлечено только в том случае, если такие действия совершалось с прямым умыслом, т. е. виновное лицо: 1) должно было осознавать, что нарушает авторские либо смежные права; 2) предвидело, что автору будет нанесен материальный вред в крупном размере (от 17 000 грн на сегодня); 3) желало нарушить авторские либо смежные права и причинить, как минимум, вред в крупном размере. А ведь доказать наличие прямого умысла достаточно сложно, хотя и само по себе наличие возбужденного уголовного дела - не самое приятное обстоятельство для сотрудников фирмы.
Проверь проверяющего
Однако для того, чтобы привлечь нарушителей к ответственности, контролирующие органы должны соблюдать ряд требований, касающихся как проведения самих проверок, так и составления документов (протоколов) по их результатам. Эксперты «Судебно-юридической газеты» отмечают, что начинать «проверку проверяющих» следует со служебных удостоверений. Необходимо обратить внимание на срок действия документов, принадлежность к контролирующему органу конкретного лица, наличие подписи начальника подразделения, печатей и т. д. Убедившись, что с документами все в порядке, необходимо внимательно изучить направление на проверку: дата выдачи, название подразделения, цель проверки, вид проверки, основания для проведения проверки, даты начала и окончания проверки, должности, звания и фамилии должностных лиц, которые будут проводить проверку. Что касается протоколов об админправонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 51-2 и 164-9 КУоАП, то они должны составляться уполномоченными на то лицами, перечень которых приведен в ст. 255 КУоАП.
Эксперты «Судебно-юридической газеты» обращают внимание еще на один важный момент из судебной практики, касающийся сферы интеллектуальной собственности. ВСУ в своем обобщении практики от 01.01.2006 в п. 3.1 выразил четкую позицию, что компьютеры не являются объектами права интеллектуальной собственности, их носителями или предметами, предназначенными для изготовления контрафактных экземпляров. А значит, они не являются объектом административного правонарушения или преступления и, соответственно, не подлежат выемке или изъятию. Поэтому, если нарушения все же были выявлены, проверяющие органы могут ставить вопрос только об изъятии носителей таких программ (например, жесткого диска), но не компьютерной техники.
Егор Желтухин,
«Судебно-юридическая газета»
Памятка для руководителя
Как правильно подготовиться к проверке
Создать приказ о закреплении за каждым сотрудником определенного компьютера в соответствии с номерами, присвоенными инвентарной описью.
Создать приказ о запрете установления сотрудниками на компьютерах нелицензионного программного обеспечения, а также хранения аудио- , видео- и иных файлов без наличия лицензии на право из использования и хранения.
Системному администратору проверить все компьютеры в офисе и в случае выявления программ либо файлов, которые нарушают авторские и смежные права, немедленно их удалять.
Технически создать запрет на самостоятельное установление пользователем любых программ (чтобы ставить программы мог только системный администратор). Если это технически возможно, обеспечить невозможность для пользователя самостоятельно копировать на компьютер всякого рода аудио- и видеофайлы.
Создать на каждый компьютер учетную карточку программ, которые там установлены, приказами закрепить за каждым сотрудником наличие таких программ в их компьютерах и еще раз (дополнительно к приказу из п. 2 этого перечня) запретить устанавливать самостоятельно любые программы, а также хранить в компьютере любые аудио- и видеофайлы, кроме тех, которые имеются в учетной карточке.
Хотя бы раз в две недели системный администратор должен проводить аудит всех компьютеров для выявления файлов и программ, нарушающих авторские и смежные права.
Провести собрание сотрудников и уведомить их о предусмотренной законодательством ответственности (административной, уголовной и гражданской) за нарушение авторских и смежных прав. Предупредить сотрудников, что если контролирующие органы выявят нелицензионное ПО и наложат штрафы, взыскивать эти суммы будут с сотрудников, в чьих компьютерах будут найдены такие программы (а также аудио- и видео файлы). Такое собрание оформить протоколом общего собрания коллектива предприятия.
Неофициально (без приказа) установить ответственность в виде штрафа (например, в сумме 200 грн) в случае нарушение любого из вышеуказанных требований.
Возложить на системного администратора обязанность (приказом и должностной инструкцией) устанавливать только лицензионное программное обеспечение и контролировать наличие на всех компьютерах файлов и программ, которые нарушают авторские и смежные права, а в случае их обнаружения немедленно их удалять и уведомлять об этом директора.