Согласитесь, быть владельцем дорогой иномарки не только престижно, но и довольно хлопотно. Ведь чего стоит одна только покупка горючего, подходящего для вашего любимца! А об обслуживании и ремонте вообще говорить не приходится! И если методом проб и ошибок более или менее подходящую автозаправку подобрать можно, то найти сервисную мастерскую, работники которой не обманут, а выполнят свои обязанности «от и до», дав при этом гарантию результата услуги, весьма сложно. Кстати, отечественная судебная практика насчитывает не одно дело, связанное с рассмотрением споров между клиентом-автовладельцем и исполнителем-автосервисом. «Судебно-юридическая газета» решила напомнить владельцам автомобилей азы сдачи транспортного средства на СТО.
Правила от А до Я
Кроме положений ГК Украины, ЗУ «Об автомобильном транспорте», отношения между клиентом (заказчиком) и СТО (исполнителем) подчиняются Приказу Министерства транспорта Украины №792 от 11.11.2002 (с изм. от 01.09.2003) «Об утверждении Правил предоставления услуг технического обслуживания и ремонта автомобильных транспортных средств» (далее - Правила). И хоть Правилами допускается оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту ТС или его составных частей по письменному договору или по устной договоренности между клиентом и СТО, непосредственное предоставление услуг осуществляется по обращению заказчика или его предварительной заявке, которая регистрируется в журнале регистрации заявок. По заявке исполнитель определяет дату, время предоставления ТС (составляющих) и его (их) документацию для предоставления услуг.
Конечно, как показывает практика, зачастую ремонт автомобилей основывается на устной договоренности между заказчиком и исполнителем, но избежать в будущем спорных вопросов и судебных разбирательств поможет все-таки заключение соответствующего договора. Ведь первоочередная функция гражданско-правового договора заключается в стимулировании сторон к надлежащему исполнению своих обязательств. Так что лучше не полениться, а заключить договор, который, согласно ст. 25 ЗУ «Об автомобильном транспорте», именуется договором о техобслуживании и ремонте ТС. Причем эта норма позволяет оформить договорные отношения не только договором, но и наряд-заказом, накладной, квитанцией. В любом случае, существенными условиями договора о техобслуживании и ремонте (будь то накладная или наряд-заказ) являются: 1) наименование и место расположения сторон по этому договору; 2) перечень работ по техническому обслуживанию или ремонту и срок их исполнения; 3) стоимость работ и порядок расчетов; 4) перечень составляющих частей (материалов), использованных исполнителем, а также предоставленных заказчиком для выполнения работ по техобслуживанию или ремонту ТС; 5) перечень документов, предоставляемых заказчику для подтверждения исполнения техобслуживания или ремонта, гарантийные обязательства исполнителя относительно проведенных работ.
В случае предоставления услуг в присутствии заказчика, когда нет необходимости оставлять автомобиль на ответственное хранение исполнителя, правилами позволяется оформлять услуги счетом-фактурой и наряд-заказом. Причем в наряде-заказе обязательно делается запись о гарантийных обязательствах, а подпись удостоверяется печатью. Согласно п. 47 Правил, начало гарантийного срока исчисляется со дня передачи ТС или его составляющих заказчику. Конечно, следует отметить, что на такие услуги, как, к примеру, подкачка шин или диагностика без вмешательства в конструкцию ТС (в присутствии заказчика), гарантии не распространяются, а поэтому такие услуги оформляются лишь выдачей платежного документа, свидетельствующего об оплате работ.
Последовательность передачи-приемки авто
Понятно, что передавать ключи и оставлять машину на СТО, какими бы хорошими знакомыми не были ее работники, не стоит. Тем более, что Правила устанавливают определенную процедуру сдачи-приемки автомобиля. Прием ТС (его составляющих) осуществляется в присутствии собственника или его уполномоченного представителя в таком порядке. Во-первых, разбор сопроводительной документации и заявок заказчика. Во-вторых, проверка технического состояния ТС (его составляющих). В-третьих, выявление внешних повреждений и дефектов с оформлением соответствующего документа. В-четвертых, оформление акта передачи-приемки ТС для предоставления услуг по техобслуживанию и ремонту (п. 15 Правил).
Процедура передачи-приемки заказчику уже отремонтированного автомобиля несколько иная. Прием ТС заказчиком (п. 34 Правил) осуществляется в присутствии контролера качества исполнителя в таком порядке: 1) анализ документации, оформленной исполнителем; 2) проверка соответствия предоставленных услуг, в частности, предоставление заказчику ТС для испытаний при участии представителя исполнителя; 3) оформление акта передачи-приемки ТС после ремонта и техобслуживания или наряд-заказа, если не составлялся договор о предоставлении услуг. При этом ТС и их составляющие передаются заказчику после принятия их контролером качества, о чем делается запись в наряде-заказе, который подписывается, а подпись удостоверяется печатью.
Немаловажным условием при оставлении ТС исполнителю служит так называемое ответственное хранение исполнителем ТС, переданного ему заказчиком. П. 14 Правил устанавливает, что исполнитель обеспечивает ответственное хранение ТС заказчика на время предоставления услуг. Иными словами, исполнитель обязан обеспечить и реализовать комплекс организационных и технических мероприятий, гарантирующих сохранность имущества собственника ТС в полном соответствии с требованиями эксплуатационной или нормативной документации в течение срока, установленного в оформленном письменно договоре с заказчиком. Т. е. СТО во время хранения отвечает за автомобиль заказчика, как за собственное имущество. Поэтому ответственность за возможное уничтожение или хищения автомобиля заказчика, случившиеся во время оказания услуг по вине СТО, полностью возлагается на исполнителя.
Юлия Габдуллина, специально для
«Судебно-юридической газеты»
**Инфосправка**
Услуги должны подтверждаться документально
В соответствии с Правилами предоставления услуг технического обслуживания и ремонта автомобильных транспортных средств (утверждены Приказом Министерства транспорта Украины №792 от 11.11.2002), исполнитель после окончания работ предоставляет заказчику такие документы:
1. Справки (счета) о затратах заказчика (если он является юридическим лицом), связанных с выполнением технического обслуживания (кроме гарантийного), - отдельно, и связанные и выполнением ремонта, - отдельно;
2. Гарантийный талон (один экземпляр);
3. Справку-счет на номерные составляющие части, приобретенные и установленные исполнителем на ТС;
4. Приложения к эксплуатационной документации в случае необходимости;
5. Справку о цвете (основной цвет) ТС, если этот цвет заменен во время ремонта;
6. Акт приемки-сдачи предприятия, имеющего право на испытания газового оборудования топливных систем ТС и выполнившего эти испытания.