Комитет ВР по вопросам правовой политики одобрил реформу адвокатуры и отмену депутатской неприкосновенности
Законопроект «Об адвокатуре и адвокатской деятельности» (р. №10424), разработанный рабочей группой при Президенте Украины, имеет отчетливые перспективы принятия. И произойдет это скоро, как продемонстрировало 23 мая 2012 г. последнее заседание Комитета ВР по вопросам правовой политики, на котором законопроект рекомендовали к принятию в первом чтении.
Реформе адвокатуры быть
Несмотря на негативное заключение Главного научно-экспертного управления ВР, проект получил неожиданное одобрение даже от представителей оппозиции: председателя Комитета Сергея Мищенко, членов Комитета Руслана Князевича и Романа Зварыча. Они, как и адвокаты, сошлись во мнении, что несмотря на недостатки проекта, реформа адвокатуры назрела и даже «перезрела», ведь провести ее Украина обязалась еще со времен вступления в Совет Европы в 1995 г. С подробным анализом законопроекта №10424 можно ознакомиться в материале «Кто будет управлять адвокатами» («Судебно-юридическая газета» №18 (136)). Одним из основных положительных моментов является то, что в руки адвокатов отдают решение всех внутренних вопросов. «Идеология закона заключается в том, чтобы только адвокаты с помощью органов адвокатского самоуправления решали 100% вопросов, которые касаются их профессии и института адвокатуры. Мы в своем законопроекте предложили полностью исключить любое влияние на адвокатуру. Представители органов юстиции, местного самоуправления, исполнительной и судебной власти исключаются из органов адвокатского самоуправления, в частности, квалификационно-дисциплинарных комиссий адвокатуры», - отметил советник Президента Андрей Портнов, который пришел представить очередной президентский законопроект.
Поддержал инициативу и Юрий Мирошниченко, автор предыдущего проекта закона об адвокатуре, который, как и другие, канул в Лету. За необходимость проведения реформы высказались и присутствующие на заседании Комитета председатель ВККА Владимир Высоцкий, президент Союза адвокатов Украины, зампредседателя ВСЮ Лидия Изовитова и ректор Академии адвокатуры Украины Татьяна Варфоломеева. Г-жа Изовитова отметила, что «создание единой профессиональной организации адвокатов было обязательством Украины при вступлении в Совет Европы, и уже этого достаточно, чтобы мы приняли новый закон об адвокатуре». Положительно она оценила и возвращение к институту стажировки будущих адвокатов. Впрочем, законопроект, по ее мнению, может быть доработан ко второму чтению с учетом мнения адвокатов.
Г-н Высоцкий поднял извечный вопрос монополии профессии и унификации адвокатуры. Речь идет о том, чтобы адвокаты имели исключительное право представлять интересы во всех видах судебных процессов. Ответ представителя автора проекта был следующим: «Унификация предусмотрена в новом Уголовном процессуальном кодексе и Законе Украины «О бесплатной правовой помощи». Посмотрим, как будут работать эти нормативно-правовые акты, и будет ли хватать адвокатов для уголовного процесса. В этом вопросе нужно учитывать социальную составляющую. Мы не знаем, как люди, которым не за что купить еду, будут искать адвокатов в административном или гражданском процессе. Этот вопрос актуален, однако мы предлагаем его решение растянуть во времени».
К слову, вывод ГНЭУ - направить законопроект на доработку. Категорически не согласился с таким заключением Роман Зварыч: «Можем ли мы согласиться с таким предложением? Например, сказано, что вместо образования определенных объединений адвокатов с членством, основанным на добровольных началах, проектом предусматривается создание «органов адвокатского самоуправления» с весьма значительным бюрократическим аппаратом. Я не понимаю, что в этом плохого? Далее, сказано, что предоставление лицу статуса адвоката должно относиться к полномочиям государственных органов. Моя позиция звучит с точностью до наоборот: этот процесс может происходить только при условии, что в нем никоим образом не участвует государство». Как подчеркнул народный депутат Владислав Забарский, «безусловно, этот законопроект нужно поддержать. Иначе вся эта дискуссия, которая длится долгие годы, будет продолжаться без каких-либо конкретных действий. Мы сейчас получим основу, вокруг которой можно будет дискутировать, вносить предложения. В итоге выйдет новый закон с совершенно новой идеологией, который крайне необходим всем: и обществу, и адвокатам».
На заседании Комитета было предложено в процессе доработки проекта ко второму чтению обратить внимание на вопросы налогообложения, порядок сбора доказательств адвокатами, а также их права и гарантии, в частности, на необходимость предоставления согласия адвоката на конфиденциальное сотрудничество с целью сохранения адвокатской тайны. Но, как справедливо заметил член Комитета Иван Плющ, под руководством которого в 1992 г. Верховная Рада принимала действующий закон «Об адвокатуре», «совершенствованию нет границ, поэтому откладывать реформу нельзя».
Конец депутатской неприкосновенности
Комитет рекомендовал, а парламент 24 мая принял проект постановления №3251-П о дальнейшей работе над законопроектом о внесении изменений в Конституцию Украины относительно гарантий неприкосновенности для отдельных должностных лиц (р. №3251). За проект постановления проголосовали 384 народных депутата.
Напомним, законопроект вносит в ст. 80 Конституции изменения, согласно которым с нардепов снимается неприкосновенность. Но парламентарий без согласия ВР не может быть задержан или арестован до вступления в силу обвинительного приговора суда. Сам законопроект №3251 был внесен в ВР еще в 2008 г. В 2010 г. Конституционный Суд Украины рассмотрел его и признал запланированные изменения в части ограничения депутатской неприкосновенности конституционными, но ограничение президентской неприкосновенности отклонил. Не так давно законопроект об ограничении депутатской неприкосновенности был отправлен на повторное первое чтение. Председатель Комитета по вопросам правовой политики С. Мищенко отметил, что решение КСУ по этому законопроекту неоднозначно: «Законопроект прошел Конституционный Суд, но его решение неоднозначно, поэтому Комитет на заседании принял решение, чтобы ВР внесла этот законопроект, чтобы он заново прошел процедуры, которые мы уже проходили. Чтобы депутаты могли вносить свои предложения, нужно снова проходить первое чтение».
Отметим, что постановлением №3251-П установлен срок подачи предложений и поправок к законопроекту - до 7 июня. В этот срок законопроект должны изучить Комитеты ВР по вопросам правовой политики, бюджета, регламента, депутатской этики и обеспечения деятельности Верховной Рады. До 22 июня свои поправки должен дать Комитет по вопросам европейской интеграции. Согласно постановлению, до 4 июля работа над этим законопроектом должна быть завершена, а сам он рассмотрен на пленарном заседании 5 июля. Напомним, согласно ст. 155 Конституции, этот законопроект будет принят, если на очередной сессии парламента за него проголосуют минимум 300 депутатов. Однако, как стало известно, оппозиционные фракции внесли альтернативный законопроект о снятии неприкосновенности, которым предлагается лишить неприкосновенности также Президента и судей. Таким образом, каким в итоге будет Основной Закон, покажет время.
Наталья Мамченко,
«Судебно-юридическая газета»