Пожалуй, для многих жильцов многоквартирных домов счетчики воды до сих пор остаются камнем преткновения. Дело в том, что граждане, отказавшиеся от установки приборов учета воды, нередко допускают просрочку оплаты за ее потребление, а щепетильным в этом вопросе приходится платить не только за себя, но и за своих нерадивых соседей. Кроме того, те, кто в свое время счетчики установил, зачастую задумываются, кто, как и когда должен (и должен ли) проверять правильность их показаний. «Судебно-юридическая газета» отвечает на основные вопросы жителей столичных многоквартирных домов.
Для чего нужен счетчик воды
В отличие от некоторых стран постсоветского пространства, в Украине установка приборов учета воды - личное дело каждого владельца жилого помещения. Но «разбрасывание» долгов неплательщиков по принципу «один за всех и все за одного» законопослушных жильцов не устраивает, поэтому многие из них и устанавливают счетчики воды, которые позволяют реализовать принцип «сколько потратил - столько и заплатил». Но что же такое прибор учета потребления воды, в чем разница между домовым и квартирным счетчиками?
Согласно Постановлению КМУ №332 от 08.04.2009 (с изменениями от 28.12.2011) «Об утверждении Технического регламента относительно существенных требований к приборам измерительной техники», счетчик воды - это прибор измерительной техники, используемый для измерения, запоминания и отображения в условиях измерения объема воды, протекающей через него. Он обязательно оснащается защитным устройством (пломбой или крышкой), которое обеспечивает невозможность его демонтажа или перенастройки. Такие счетчики должны быть установлены на отдельный многоквартирный жилой дом и могут быть установлены в квартире жильца по его желанию.
Если жилой дом оборудован только так называемым общим (домовым) счетчиком воды, оплата услуг водоснабжения осуществляется по утвержденным тарифам из расчета нормы воды на каждого прописанного в квартирах жильца. Там же, где кроме общего есть квартирные приборы учета потребления воды, схема оплаты несколько меняется. Об этом свидетельствует п. 11 Постановления КМУ №630 от 21.07.2005 (последние изменения от 31.10.2011) «Об утверждении Правил предоставления услуг по централизованному отоплению, поставке холодной и горячей воды и водоотвода» (далее - Постановление №630). Эта норма содержит следующее правило: «В случае установки домовых приборов учета воды в многоквартирном доме, где отдельные квартиры оснащены квартирными приборами учета, потребитель, не имеющий квартирных приборов учета, оплачивает услуги согласно показаниям домовых приборов учета, не учитывая затраты воды исполнителя, юридических лиц и ФЛ-П, являющихся собственниками или арендаторами помещений в этом доме, и суммарных затрат воды по показаниям всех квартирных приборов учета. Разница распределяется между потребителями, не имеющими квартирных приборов учета, пропорционально числу жильцов квартиры при отсутствии утечек из общедомовой сети, что подтверждается актом обследования, составляемым исполнителем в присутствии не менее двух жильцов дома». При отсутствии в квартире и на вводах в многоквартирный дом приборов учета воды плата за услуги осуществляется согласно установленным нормам потребления из расчета централизованной поставки холодной и горячей воды и водоотвода на одно лицо (п. 21 Постановления №630).
Кто и за чей счет?
В соответствии с Постановлением №630, в квартире работы по установке приборов учета воды проводятся специализированной организацией, исполнителем, производителем или поставщиком за счет средств потребителя. Иными словами, в установке счетчика воды участвуют компания, имеющая лицензию на продажу и установку счетчиков, и предприятие, предоставляющее услуги по содержанию домов и придомовых территорий. А после установки приборы учета пломбируются представителем водоканала либо сотрудником ЖЭКа (в зависимости от их договорных отношений) и в недельный срок ставятся на абонентский учет (п. 9, 32 Постановления №630).
Поверка счетчиков
В соответствии с Техническим регламентом, срок службы конструкции счетчика воды должен составлять не менее 12 лет. Тем не менее, приборы учета воды, установленные в квартире и на вводе в многоквартирный дом, подлежат периодической поверке, которая проводится в срок, не превышающий месяца. За это время потребитель должен оплачивать услуги по централизованному снабжению холодной и горячей водой согласно среднемесячным показаниям счетчика за предыдущие три месяца (п. 15 Постановления №630). Причем, согласно Приказу Госкомитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики, Министерства промполитики Украины, Госкомитета Украины по вопросам ЖКХ №141/212/91 от 15.06.2005 «О регулировании вопроса об увеличении межповерочных интервалов счетчиков холодной и горячей воды», межповерочный интервал счетчиков холодной и горячей воды, результаты измерений которых используются во время расчетов в сфере бытовых и коммунальных услуг, установлен в три года.
Согласно все тому же Постановлению №630, периодическая поверка, обслуживание и ремонт (в т. ч. демонтаж, транспортировка и монтаж) квартирных приборов учета проводятся за счет исполнителя (абз. 3 п. 9). Аналогичная норма содержится и в ч. 3 ст. 28 ЗУ «О метрологии и метрологической деятельности». Правда, следует отметить, что на практике есть некоторая путаница по поводу исполнителя: водоканал или ЖЭК? Кто должен оплачивать недешевую процедуру поверки счетчика? По этому поводу есть несколько мнений, однако эксперты «Судебно-юридической газеты» уверены, что исполнителем остается обслуживающая дом организация (ЖЭК), поскольку вряд ли кто-то из граждан заключает с водоканалом договор на поставку холодной и горячей воды напрямую. Поэтому все счета после плановой поверки счетчика, должны выставляться водоканалом не жильцу, а организации, обслуживающей многоквартирный дом. Однако такой вывод правилен только в том случае, если в договоре о предоставлении услуг по содержанию домов и сооружений на придомовой территории предусматривается условие, согласно которому жильцы ежемесячно отчисляют определенную сумму на плановый ремонт квартирных счетчиков. Собственно, в Типовом перечне услуг по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий в качестве одной из услуг, предоставляемых обслуживающей организацией, также называются периодическая поверка, обслуживание и ремонт квартирных приборов учета воды и тепловой энергии. Но если жилец таких отчислений не делал, то поверка счетчиков проводится за его счет. Также заметим, что внеплановая поверка тоже осуществляется за счет жильцов.
Юлия Габдуллина,
специально для «Судебно-юридической газеты»
**Инфосправка**
Сколько стоит поверка счетчика
Счетчики воды, предназначенные для измерения объема чистой холодной или горячей воды, должны функционировать при температуре воды от 0,1°С и/или от 30°С до 90°С включительно при относительном диапазоне давления воды от 0,03 до 1 МПа (от 0,3 бар до 10 бар) при нормальном расходе с сохранением их метрологических характеристик.
В соответствие с Постановлением КМУ №630 от 21.07.2005:
- при наличии утечек из общедомовой системы потребители, не имеющие квартирных счетчиков воды, оплачивают услуги по холодному, горячему водоснабжению и водоотводу по установленным нормативам (нормам) за месяц, в котором такие утечки выявлены;
- при не подлежащей устранению неисправности приборов учета воды плата за услуги с момента ее выявления вносится согласно нормативам (нормам) потребления.
Как следует из информации, размещенной на официальном сайте Киевводоканала, стоимость работ по калибровке и метрологической поверке счетчиков воды для всех групп потребителей составляет:
Диаметр, мм |
Общая стоимость с НДС |
15-20 |
47 грн |
25-40 |
136 грн |
50 |
148 грн |
65 |
222 грн |
80 |
233 грн |
100-150 |
342 грн |