Роль Президента Украины и Верховной Рады в процессе избрания и назначения судей должна сводиться к минимуму и носить исключительно церемониальный характер. Об этом шла речь во многих рекомендациях европейских институций. Похоже, в скором времени они будут реализованы. Соответствующая инициатива содержится в зарегистрированном 28 апреля с. г. президентском законопроекте «О внесении изменений в некоторые законодательные акты» относительно усиления гарантий независимости судей (р. №10425). Так, автор документа предлагает внести изменения в законы о судоустройстве и статусе судей и о регламенте Верховной Рады.
В частности, речь идет о том, что Президент и парламент должны принимать решение о назначении или избрании судей исключительно в пределах представлений органов, ответственных за формирование судейского корпуса, т. е. Высшего совета юстиции и Высшей квалификационной комиссии судей. Права выносить окончательный вердикт в вопросе о возможности либо невозможности назначения или избрания рекомендованного указанными органами кандидата они лишаются. В действительности такой подход был задекларирован еще при проведении судебной реформы, однако на практике имели место случаи игнорирования положений Закона и введения непредусмотренных критериев, препятствующих избранию судей. Случалось также, что парламентарии по собственным убеждениям откладывали вопросы относительно избрания судей на неопределенное время.
Согласно законопроекту, теперь вопрос об избрании кандидата на должность судьи бессрочно будет рассматриваться Верховной Радой не только без выводов комитетов ВР и проверок, но и без обсуждения устных или письменных заявлений и жалоб, а также профессиональных и моральных качеств кандидата. Аналогично урегулирован процесс назначения на должность судьи – оно осуществляется Президентом в пределах представления Высшего совета юстиции не позднее 30 дней со дня его получения, без проверки соблюдения требований к кандидатам на должность судьи и к порядку проведения отбора кандидатов в судьи. Любые обращения в отношении кандидата на должность судьи не препятствуют назначению на его должность. Впрочем, изложенные в таких обращениях факты могут быть основанием для постановки Гарантом перед компетентными органами вопроса о проведении их проверки.
Также законопроектом предлагается ограничить прокуроров в праве инициировать рассмотрение вопросов о привлечении судей к дисциплинарной ответственности или об их увольнении с должности. Предполагается, что в случае участия прокурора в рассмотрении судебного дела органы прокуратуры вправе обращаться в Высшую квалифкомиссию судей или Высший совет юстиции с жалобой относительно ненадлежащего поведения судьи только при соблюдении определенных условий. Такая судебная тяжба не должна находиться в производстве суда любой инстанции, либо установленный процессуальным законом срок подачи апелляционной (кассационной) жалобы истек.
Кроме того, для решения проблемы, связанной с недопустимостью длительного перерыва между окончанием 5-летнего срока пребывания лица на должности судьи и избранием его бессрочно законопроектом предлагается установить, что постановление об избрании, принятое до истечения 5-летнего срока, вводиться в действие со дня, следующего за днем окончания этого срока. Произойдет ли реальное усиления гарантий судейской независимости в связи с принятием данного проекта, и не найдут ли парламентарии новые «лазейки» для того, чтобы обойти закон, покажет практика.
Наталья Мамченко,
«Судебно-юридическая газета»