Проходя по улицам и разглядывая витрины магазинов, трудно не пойти на поводу у пестрых надписей с волшебными для шопоголиков словами «весенние скидки», «тотальная распродажа» и пр. Разумеется, встречая новый сезон, многие торговые центры избавляются от остатков товара путем распродаж и уценок. Это нормальная практика, которая «работает» во всех цивилизованных странах. Вот только в нашей стране даже это вызывает проблемы для отечественного потребителя. Многим покупателям давно известно, что на акционный товар или товар «на скидках» правила обмена не распространяется. Об этом свидетельствуют заботливо вывешенные владельцами магазинов таблички: «Акционный товар обмену и возврату не подлежит». Так вот, такие объявления - не что иное, как очередное использование «правового незнания» украинских потребителей.
Итак, если продавец провел уценку товара в связи с его несущественными недостатками (которые не влекут изменений физического или хозяйственного назначения вещи), возникшими по вине продавца или производителя, то при реализации товара он обязан уведомить о таких недостатках покупателя (прикрепить бирку с указанием недостатка и сниженной цены). В таком случае, действительно, у продавца не возникает обязанности удовлетворить претензии покупателя о замене приобретенного товара на качественный. Примером несущественных недостатков может послужить, скажем, царапина на холодильнике или потерянная пуговица на кофточке.
Во всех остальных случаях, если вы приобрели товар со скидкой, а придя домой, обнаружили в нем недостатки, у вас есть все основания требовать замены на аналогичный товар надлежащего качества или расторжения договора купли-продажи. Такое право предоставляет ст. 8 ЗУ «О защите прав потребителей». Причем требование о замене товара подлежит немедленному удовлетворению. Если же есть необходимость проверки качества товара, продавец обязан выполнить требование о его замене в течение 14 дней с момента обращения (ч. 6 ст. 8 Закона).
Кстати, при расторжении договора в случае повышения цены на товар расчеты с потребителем осуществляется, исходя из стоимости на время предъявления соответствующего требования, а в случае уценки - исходя из стоимости товара во время покупки. Более того, деньги, оплаченные за товар, возвращаются потребителю в день расторжения договора, а в случае невозможности - в другой срок по договоренности с покупателем, но не позднее 7 дней.
Еще раз хотелось бы напомнить покупателям, что требования о замене товара или расторжении договора должны быть подтверждены расчетным документом установленной формы, удостоверяющим факт покупки, с отметкой о дате продажи (ст. 11 Закона).
Юлия Габдуллина,
специально для «Судебно-юридической газеты»