13 апреля 2012 г. ВР Украины приняла новую редакцию Уголовного процессуального Кодекса (УПК). Проект нового УПК кардинальным образом отличается от действующего.
Значительным достижением реформирования уголовного судопроизводства является создание равных возможностей всех сторон в уголовном процессе. Для суда будут иметь существенное значение только те показания, которые предоставлены непосредственно суду (а не следователю при расследовании дела). Таким образом, у органов следствия не будет мотивов для «выбивания» показаний. Теперь результат рассмотрения судом конкретного случая привлечения лица к уголовной ответственности будет зависеть исключительно от обоснованности позиции сторон. Каждая из сторон уголовного производства будет иметь равные возможности в сборе аргументов для доказательства виновности или невиновности лица в совершении преступления. Таким образом, следователь и прокурор лишаются монопольного права на предоставление доказательств.
Расследование с момента регистрации заявления
Помимо прочего, в Кодексе отсутствует институт возбуждения уголовного дела. Расследование начинается с момента регистрации заявления о преступлении в соответствующем реестре. С этого же момента получает права потерпевшего и лицо, подавшее заявление о преступлении.
Прокурор, руководитель органа досудебного расследования, следователь обязаны всесторонне, полно и беспристрастно исследовать обстоятельства уголовного производства, обнаружить как разоблачающие, так и оправдывающие обстоятельства относительно подозреваемого, обвиняемого, а также обстоятельства, которые могут смягчить или усилить его наказание, предоставить всем обстоятельствам надлежащую правовую оценку и обеспечить принятие законных и беспристрастных процессуальных решений. Новым УПК также ликвидируется возможность возвращения дела на дополнительное расследование, что сегодня приводит к необоснованному затягиванию рассмотрения дел.
Для устранения давления на суд новым УПК предусмотрено, что прокурор будет направлять в суд не уголовное дело, а реестр материалов уголовного производства, который будет содержать номер и наименование процессуального действия, проведенного в ходе досудебного расследования, а также время его проведения, реквизиты процессуальных решений, принятых в ходе расследования. Следует отметить, что новым УПК устраняется возможность привлекать в качестве защитников в уголовном процессе близких родственников или юристов, не внесенных в Единый реестр адвокатов. Сроки проведения следствия ограничиваются 6 или 12 месяцами в зависимости от тяжести преступления.
Содержание под стражей как крайняя мера
Применение меры пресечения в виде содержания под стражей устанавливается документом в виде исключения. Для применения содержания под стражей сторона обвинения должна доказать в суде, что другие меры пресечения не смогут обеспечить надлежащего поведения подозреваемого. В качестве альтернативы мере пресечения в виде содержания под стражей расширены возможности для применения других мер, система которых существенно усовершенствована. В частности, внедряется такая предохранительная мера, как домашний арест.
Среди прочего, вводится уголовное производство на основании соглашений. Предусмотрена возможность заключения соглашения между прокурором и обвиняемым о признании виновности и возможность соглашения о примирении между потерпевшим и обвиняемым, что позволит сократить время уголовного производства, поскольку сразу после достижения соглашения производство безотлагательно направляется в суд для его утверждения.
Прокурорам – больше ответственности
Согласно процедуре уголовного производства, процессуальное руководство расследованиями будет осуществлять прокурор, который будет давать поручения следователям (сотрудникам органов внутренних дел, СБУ, органа, который осуществляет контроль за соответствием применения налогового законодательства) и принимать или согласовывать основные процессуальные решения, в т. ч. сообщение лицу о подозрении, обращение с ходатайствами к следственному судье, составление обвинительного акта. Кроме того, функцию представительства государственного обвинения в суде по конкретному делу предусматривается возложить именно на того прокурора, который осуществлял надзор над соблюдением законов органами, которые проводили досудебное расследование. Среди прочего, Кодексом объединены в настоящее время разделенные стадии дознания и досудебного следствия. Теперь это будет досудебное расследование, которое будет начинаться с момента поступления информации о совершенном преступлении в правоохранительные органы. Такая информация обязательно должна вноситься в Единый реестр досудебных расследований.
Частное обвинение
Кодексом существенно расширено уголовное производство в форме частного обвинения. Производство по этой категории дел может быть начато следователем или прокурором лишь на основании заявления пострадавшего. Отказ пострадавшего, его представителя от обвинения является безусловным основанием для закрытия уголовного производства в форме частного обвинения. При этом предусмотрен достаточно широкий круг составов преступлений, относительно которых применяется частное обвинение, а в качестве критерия для их выделения используется тот факт, что такие преступления наносят вред преимущественно частным интересам лица и не причиняют непосредственный вред государству.
Татьяна Пашковская,
«Судебно-юридическая газета»