Депутаты решили навести порядок в сфере деятельности бюро кредитных историй, зарегистрировав законопроект, призванный, по мнению народных избранников, создать надлежащие правовые основания для полноценного функционирования этих организаций. В первую очередь, утверждают депутаты, законодательные изменения должны поспособствовать общему увеличению объемов кредитования в Украине и уменьшить риски невозврата кредитов. Согласно статистическим данным одного из бюро, из имеющихся в арсенале более чем 28 млн кредитных историй свыше 2 млн являются негативными. Получается, что каждый десятый заемщик, будь то юридическое или физическое лицо, имеет проблемный кредит. Не так уж и мало. В предлагаемых законодательных новшествах разбиралась «Судебно-юридическая газета».
Госреестру кредитных историй быть
В соответствии с законопроектом №10292, в первую очередь, предлагается расширить понятийный аппарат ЗУ «Об организации формирования и обращения кредитных историй». Законодатели предлагают добавить определение Государственного реестра кредитных историй (далее – Реестр), который, по сути, будет представлять собой единую государственную информационную систему, обеспечивающую сбор, накопление и обработку сведений о наличии кредитной истории конкретного субъекта в бюро. Реестр создается и ведется уполномоченным органом с целью сбора и последующего предоставления пользователям и субъектам кредитной истории информации о том, в каком (каких) бюро сформирована та или иная кредитная история. Кроме того, бюро, в соответствии с предлагаемыми изменениями, обязаны будут передавать в Реестр информацию о формировании новой кредитной истории и внесении изменений в уже имеющиеся данные. Приятно, что пользователям и субъектам кредитной истории такая информация из Реестра должна будет предоставляться бесплатно.
Еще одно нововведение касается данных, которые должны быть в кредитной истории. Если для физического лица на сегодняшний день это идентификационный номер, то проектом предлагается расширить выбор – либо регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (как это определено в Налоговом кодексе), либо серия и номер паспорта. То же касается и физических лиц – владельцев юридических лиц.
Кто на свете всех богаче?
По мнению экспертов, наиболее значимым изменением законопроекта является намерение расширить функции Государственной налоговой администрации Украины, в частности, дополнить ст. 8 ЗУ «О государственной налоговой службе в Украине» пунктом 20. В результате этих изменений ГНА будет предоставлять в электронном виде в режиме реального времени информацию из Государственного реестра физических лиц – плательщиков налогов другим органам государственной власти, органам фондов общеобязательного государственного социального страхования и бюро кредитных историй, как того требует ЗУ «Об организации формирования и обращения кредитных историй».
Специалисты отмечают, что по состоянию на сегодняшний день законодательство, которым регулируются вопросы функционирования соответствующих государственных реестров и определяется порядок получения информации из них, не учитывает положений закона о правах бюро кредитных историй и не обязывает соответствующие государственные органы, обеспечивающие функционирование государственных реестров, предоставлять по запросу бюро кредитных историй запрашиваемую информацию о лице. По мнению авторов законопроекта, такая законодательная коллизия создает препятствия для бюро кредитных историй при сборе сведений для формирования кредитной истории лица и, соответственно, влияет на полноту и достоверность информации, предоставляемой пользователям, в т. ч. банкам.
С другой стороны, противники таких изменений сетуют, что никто не сможет проверять, для чего бюро собирают ту или иную информацию из реестров. Поэтому есть высокая вероятность, что кредитные бюро будут злоупотреблять своими функциями, выуживая ценную информацию о налогоплательщиках (в т. ч. состоятельных украинцах или успешных компаниях). Правда, отмечают эксперты, подобная практика и так давно уже существует, когда кредитор, проверяя платежеспособность потенциального заемщика, использует для этого как официальную, так и неофициальную информацию.
И еще один аргумент не в пользу предложенных изменений. Если учесть, что многие украинцы получают зарплату в конвертах и, соответственно, подают декларации, исходя из формальных, а не реальных доходов (если подают вообще), для бюро кредитных историй, равно как и для банков, такая информация о физлицах будет весьма непрактичной. А вот налоговая информация о юрлицах позволит четко понять, можно ли фирме предоставить кредит.
Егор Желтухин,
«Судебно-юридическая газета»
Проект №10292
ЗАКОН УКРАЇНИ
Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо вдосконалення діяльності бюро кредитних історій
Верховна Рада України постановляє:
І. Внести зміни до таких законодавчих актів України:
1. Внести до Закону України «Про організацію формування та обігу кредитних історій» (Відомості Верховної Ради України, 2005, № 32, ст. 421) такі зміни:
1) доповнити статтею 41 такого змісту:
«Стаття 41 Державний реєстр кредитних історій
1. Державний реєстр кредитних історій (далі – Реєстр) створюється та ведеться уповноваженим органом з метою збору та подальшого надання користувачам та суб’єктам кредитної історії інформації щодо того, в якому (яких) Бюро сформована кредитна історія конкретного суб’єкта кредитної історії.
2. Бюро зобов’язане передавати до Реєстру у порядку, встановленому уповноваженим органом, інформацію про формування нової кредитної історії та внесення змін до вже сформованої кредитної історії.
Бюро зобов’язане передавати інформацію, передбачену абзацом першим частини 2 цієї статті, протягом двох робочих днів після формування нової кредитної історії або внесення відповідних змін.
3. Інформація з Реєстру надається користувачам та суб’єктам кредитної історії на безоплатній основі у порядку, встановленому уповноваженим органом»;
3) у статті 5:
у абзаці третьому частини 1 слова «реєстрів, інформація з інших баз даних публічного користування, відкритих для загального користування джерел» замінити словами «та інших реєстрів та баз даних»;
абзаци другий та третій частини 2 викласти в такій редакції:
«Органи та уповноважені особи (держателі, адміністратори державних та інших реєстрів, баз даних) зобов’язані на запит Бюро надавати відомості з державних реєстрів та баз даних в електронному вигляді в режимі реального часу у разі наявності у користувача письмової згоди суб’єктів інформації.
Порядок передачі відомостей з державних та інших реєстрів та баз даних, а також розміри плати за це та інші умови встановлюються Кабінетом міністрів України або за його дорученням – держателем або адміністратором відповідного реєстру, бази даних та Бюро на підставі договору»;
4) статтю 6 доповнити словами «а також особи, які набувають право вимоги за кредитним правочином».
2. Статтю 8 Закону України «Про державну податкову службу в Україні» (Відомості Верховної Ради України, 1994 р., № 15, ст. 84 з наступними змінами) доповнити пунктом 20 такого змісту:
«20) надає інформацію з Державного реєстру фізичних осіб – платників податків іншим органам державної влади, органам фондів загальнообов’язкового державного соціального страхування та бюро кредитних історій відповідно до Закону України «Про організацію формування та обігу кредитних історій» в електронному вигляді у режимі реального часу».
Голова Верховної Ради України В. ЛИТВИН