Недавно в парламенте зарегистрировали законопроект, направленный на обеспечение молодых специалистов первым рабочим местом. Эта проблема достаточно актуальна для молодежи, хоть и не числится среди первостепенных в общегосударственном масштабе. Главная идея проекта заключается в возможности для работодателей не уплачивать единый взнос на соцстрахование в обмен на обеспечение рабочими местами молодых кадров. В подробностях предложенных законодательных инициатив разбиралась «Судебно-юридическая газета».
Без классификатора никак
Для начала следует отметить, что законопроект предлагает ввести в отечественное правовое поле весьма скромный понятийный аппарат, состоящий всего из трех определений – первое рабочее место, работоспособное молодое лицо и работодатель. Впрочем, их вполне достаточно, чтобы ориентироваться в документе. Другой вопрос, что, в соответствии с проектом закона, первое рабочее место – это предусмотренная штатным расписанием должность или работа, соответствующая Государственному классификатору должностей, профессий. Т. е. получается, что молодой специалист, получивший профессию, не отображенную в классификаторе, или уже устроившийся на «непредусмотренную» должность, автоматически лишен возможности получить первое рабочее место в соответствии с рассматриваемым законопроектом. Соответственно, работодатель при приеме такого работника не может рассчитывать на освобождение от уплаты социального взноса.
Кстати, с ситуацией, когда профессии обучают, а ее официально не существует, украинцы уже сталкивались несколько лет назад, когда отечественные вузы массово выпускали менеджеров и маркетологов, не предусмотренных классификатором в редакции того времени. Поэтому нет никаких гарантий, что ситуация не повторится. Более того, в данном случае не сработает и так называемый принцип поиска наиболее близкого понятия в классификаторе, когда несуществующую формально должность «подгоняют» под максимально похожую. Например, был реальный случай, когда кадровики компании оформили визуализатора виртуальных проектов как художника-оформителя.
Право на первое рабочее место
Как уже упоминалось, одна из основных идей законопроекта состоит в обмене налоговых льгот на рабочие места. При этом документ четко определяет условия, при которых работодатель может быть освобожден от уплаты соцвзносов, а молодой специалист – принят на работу. И одно неразрывно связано с другим. Право на получение первого рабочего места предлагается предоставлять всем, кто попадает под определение работоспособного молодого лица, завершившего обучение в высшем учебном заведении или профессионально-техническом учебном заведении и получившего диплом государственного образца, при условии, что с момента получения диплома прошло не более 5 лет. Это право может быть использовано только один раз в жизни. Возможность использовать его после получения второго образования предоставляется только в случае, если право на первое рабочее место не было использовано после получения первого образования (высшего или профессионально-технического).
Безусловные условия
А вот работодатель освобождается от уплаты единого взноса лишь в случае принятия на работу трудоспособного молодого лица в соответствии с полученной профессией (специальностью), но по направлению Государственной службы занятости, сроком на один год и при условии отсутствия у работодателя в течение последних 6 месяцев сокращения численности таких работников, работающих по профессии (специальности). Тут стоит акцентировать внимание на нескольких моментах.
Во-первых, нельзя взять молодого специалиста на работу не по имеющейся у него специальности, даже если это его первая работа. Можно предположить, что такая норма будет стимулировать молодежь поступать на те специальности, по которым в дальнейшем и будет работать, а не получать диплом о высшем образовании ради него самого. Но как много среди молодых людей тех, кто наверняка определил для себя, кем хочет быть? С позиции поднятия престижа специальностей, получаемых в стенах ПТУ, логично, но неприемлемо для выпускников вузов, если человек передумал работать по специальности, поскольку и по срокам обучения, и по степени материальных затрат это вещи несопоставимые. С другой стороны, именно в этом русле можно достичь максимального эффекта, когда, получив среднее техническое образование, молодой специалист получает работу, а затем продолжает обучение уже в вузе, работая по специальности с перспективой карьерного роста. Но действовать такая схема будет только при условии, что промышленные предприятия, нуждающиеся в технических специалистах, заработают на полную мощность. А упомянутой налоговой льготы для этого явно недостаточно.
Во-вторых, исключена возможность устройства на работу любым способом, кроме как через ГСЗ, что, в общем-то, напоминает некую дискриминацию, поскольку каждый волен сам выбирать, каким образом находить себе работу. Поэтому исключительная привязка к службе занятости не совсем ясна. Ведь зачастую работодатели сами ищут молодых специалистов, когда те еще являются студентами последних курсов, а в службу занятости обращаются в большинстве случаев при недостатке специалистов дефицитных профессий, и, как правило, с опытом. Поэтому ГСЗ не совсем подходит на роль «поставщика» молодых специалистов, так как зачастую располагает не самыми заманчивыми вакансиями. Хотя не исключено, что в случае принятия законопроекта ситуация со временем изменится в лучшую сторону, и первым местом, куда начнут обращаться потенциальные работодатели, станет именно служба занятости.
В-третьих, предложение о 6-месячном сроке, при котором нельзя уволить молодого специалиста, заменив его новым, очень правильное. Это позволит ограничить злоупотребления со стороны работодателя практиковать «текучку кадров», т. е. намеренно лишать новоиспеченных специалистов работы, используя лазейки в законодательстве, и сохранять при этом возможность не платить налоги в государственную казну.
Количество льгот ограничено
Освобождение от уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование при обеспечении трудоспособной молодежи первым рабочим местом осуществляется в пределах средств Пенсионного фонда с учетом ассигнований Госбюджета Украины. Это положение законопроекта наталкивает только на одну мысль: освобождаться от уплаты единого взноса будут не все работодатели, а только те, на которых хватит средств. Ведь если исходить из расчета минимальной зарплаты, то работодатель в среднем уплачивает единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование за одного работника (начисление и удержание) в размере 350 грн. А если помножить эту цифру на количество молодых специалистов, получается внушительная сумма, которую ПФУ должен будет покрывать.
Работодателю стоит помнить, что прием на работу трудоспособного молодого лица не освобождает от уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование за других лиц, состоящих в трудовых отношениях с работодателем и не пользующихся правом на первое рабочее место. Также работодатель обязан обеспечить гарантии занятости принятых лиц и не расторгать с ними трудовой договор в связи с сокращением численности или штата работников в течение года, поскольку в случае расторжения трудового договора на таких основаниях соответствующие средства должны быть возвращены работодателем в полном объеме с учетом индексации на уровень инфляции.
Сроки и цифры
Освобождение от уплаты единого взноса на соцстрахование осуществляется, начиная с 1 числа месяца, следующего за месяцем заключения трудового договора. Как уже было отмечено, работодатель освобождается от уплаты единого взноса на один календарный год. Но это не предельный срок. Проектом закона предусмотрено, что если в штат предприятия принято не менее 10% молодых специалистов (два и более человека), этот срок продлевается еще на год. Кроме того, для предприятий планируется установить льготу в виде вычета налога на прибыль в размере 0,1% при условии, что предприятия трудоустраивают молодых специалистов в количестве не менее 1% от общего количества работников. Но в тоже время с неоплачивающих социальный взнос предприятий, у которых количество молодых работоспособных лиц меньше, чем установленный минимум, из налогов (которые платит предприятие) отчисляется 0,1% в пользу Фонда общеобязательного государственного соцстрахования на случай безработицы.
Егор Желтухин,
«Судебно-юридическая газета»
**Инфосправка**
Проект №10250 вноситься
народними депутатами України
Бережною І. Г. та Пінчуком А. П.
ЗАКОН УКРАЇНИ
«Про забезпечення молодих спеціалістів першим робочим місцем»
(витяг)
Цей Закон спрямований на забезпечення молодих спеціалістів, які здобули вищу або професійно-технічну освіту, першим робочим місцем за умови звільнення роботодавця від сплати єдиного внеску на загальнообов’язкове державне соціальне страхування.
Стаття 4. Умови звільнення роботодавця від сплати єдиного внеску на загальнообов’язкове державне соціальне страхування
1. Роботодавець звільняється від сплати єдиного внеску на загальнообов’язкове державне соціальне страхування в разі прийняття на роботу за направленням державної служби зайнятості працездатної молодої людини, якій надається перше робоче місце за отриманою відповідною професією (спеціальністю), строком на один рік та за умови відсутності в нього протягом останніх шести місяців скорочення чисельності працюючих за професією (спеціальністю), за якою працевлаштовується працездатна молода людина.
2. За умови прийняття до штату підприємства не менше 10 відсотків (дві і більше особи) термін звільнення роботодавця від сплати єдиного державного внеску на соціальне страхування продовжується на один рік.
3. Протягом першого року після прийняття на роботу працездатна молода людина, яка забезпечується першим робочим місцем, вважається застрахованою у відповідності до законодавства України про загальнообов’язкове державне соціальне страхування.
4. Прийняття на роботу працездатної молодої людини не звільняє роботодавця від сплати єдиного внеску на загальнообов’язкове державне соціальне страхування за інших осіб, які перебувають у трудових відносинах з роботодавцем та не користуються правом на перше робоче місце відповідно до цього Закону.
5. Звільнення від сплати єдиного внеску на загальнообов’язкове державне соціальне страхування при забезпеченні працездатної молоді першим робочим місцем здійснюється в межах коштів Пенсійного фонду з урахуванням асигнувань Державного бюджету України, що перераховуються до Пенсійного фонду.
Стаття 10. Відповідальність за порушення законодавства про забезпечення першим робочим місцем
За підробку відомостей про кількість випускників, прийнятих на роботу, існуючих вакансій, неподання інформації про вакансії до державної служби зайнятості роботодавець сплачує штраф у розмірі ста неоподатковуваних мінімумів доходів громадян.
Голова Верховної Ради України В. ЛИТВИН