Земельный кодекс гласит, что использование земли в Украине является платным. А Налоговый кодекс содержит нормы платы за землю, которая взимается в форме земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности. То же было предусмотрено уже не действующим на сегодняшний день Законом Украины «О плате за землю»: собственники земельных участков и земельных долей (паев), а также постоянные землепользователи платили земельный налог, арендаторы земли государственной и коммунальной собственности – арендную плату. Но новый НК, конечно, принес и новые особенности налогообложения. Особенно это касается земельного налога, о котором пойдет речь.
Плательщиками земельного налога являются три категории лиц: 1) собственники земельных участков, 2) собственники земельных долей (паев); 3) землепользователи. Объектами налогообложения земельным налогом являются земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании, и земельные доли (паи), которые находятся в собственности.
Размер земельного налога
База обложения налогом зависит от того, проведена ли денежная оценка земельного участка. Если она проведена, базой налогообложения является нормативная денежная оценка земельных участков с учетом коэффициента индексации, а если не проводилась - площадь земельных участков. Ставки налога на земельные участки дифференцируют и утверждают соответствующие сельские, поселковые, городские советы, учитывая ставки налога, предусмотренные в Таблице 1. При этом п. 275.2 НКУ предусмотрены коэффициенты для населенных пунктов, которые приравниваются к курортным, а перечень таких населенных пунктов утвержден постановлением Кабмина №1391 от 15.12.97.
Ставки земельного налога на земли, денежная оценка которых не проведена
Группы населенных пунктов с численностью населения, тыс. лиц |
Ставки налога (грн за 1 кв. м) |
Коэффициент, применяемый в Киеве, Симферополе, Севастополе и городах областного значения |
Средняя ставка налога в Киеве, Симферополе, Севастополе и городах областного подчинения (грн за 1 кв. м) |
До 3 |
0,24 |
- |
- |
От 3 до 10 |
0,48 |
- |
- |
От 10 до 20 |
0,77 |
- |
- |
От 20 до 50 |
1,2 |
1,2 |
1,44 |
От 50 до 100 |
1,44 |
1,4 |
2,016 |
От 100 до 250 |
1,68 |
1,6 |
2,688 |
От 250 до 500 |
1,92 |
2,0 |
3,84 |
От 500 до 1000 |
2,4 |
2,5 |
6 |
От 1000 и больше |
3,36 |
3,0 |
10,08 |
Ставка налога на земельные участки, нормативная денежная оценка которых была проведена, устанавливается в размере 1% от нормативной денежной оценки земли. Ежегодно Госкомзем, пользуясь индексом потребительских цен за предыдущий год, рассчитывает величину коэффициента индексации нормативной денежной оценки земель, на который индексируется нормативная денежная оценка состоянием на 1 января проходящего года.
Налоговая льгота
Налоговый кодекс предусматривает льготы по уплате налога как для физических, так и юридических лиц. При этом льготы для физических лиц разделяются на специальные - предоставленные отдельным категориям граждан (например, инвалидам первой и второй групп; физическим лицам, которые воспитывают 3 и более детей в возрасте до 18 лет; пенсионерам по возрасту; ветеранам войны и чернобыльцам), и общие. Общие льготы предоставляются всем физическим лицам на один земельный участок по каждому виду использования земель (при условии соблюдения определенного режима такого использования). Например, на земельные участки, целевым назначением которых является ведение личного крестьянского хозяйства, льгота установлена в размере не более 2 га, а для ведения садоводства - не более 0,12 га.
Льготы для юридических лиц установлены в зависимости от материального положения предприятия, имеют четко определенную социальную направленность и редко могут быть использованы обычными коммерческими предприятиями. К примеру, это могут быть льготы, предоставленные детским санаторно-курортным и оздоровительным заведениям (в т. ч. тем, которые находятся на балансе предприятий); предприятиям и организациям, основанным общественными организациями инвалидов (с учетом ограничений относительно части инвалидов в средней численности штатных работников и в случае наличия разрешения на право пользования такой льготой); предприятиям физкультурно-спортивной направленности и т. п.
От уплаты налога на период действия фиксированного сельскохозяйственного налога освобождаются собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи при условии передачи земельных участков и долей (паев) в аренду плательщику фиксированного сельскохозяйственного налога (далее - ФСП).
Отчитываемся и платим налог
Плательщики налога, являющиеся юридическими лицами, и физлица-предприниматели самостоятельно исчисляют сумму налога на землю ежегодно состоянием на 1 января и не позднее 20 февраля текущего года подают в соответствующую налоговую инспекцию по месту расположения земельного участка налоговую декларацию на текущий год с разбивкой годовой суммы одинаковыми частями по месяцам. Подача такой декларации освобождает плательщика налога от обязанности подачи ежемесячных деклараций. С первой декларацией подается и справка о размере нормативной денежной оценки земельного участка. В дальнейшем такая справка подается в случае утверждения новой нормативной денежной оценки земли.
Кроме того, плательщик налога имеет право ежемесячно (в течение 20 календарных дней месяца, который наступает за отчетным) подавать новую отчетную налоговую декларацию, что освобождает его от обязанности подавать годовую налоговую декларацию не позднее 20 февраля текущего года. Т. е. фактически плательщик может самостоятельно избрать годовой или месячный налоговый период. Это очень важная норма, поскольку Госкомзем не всегда успевает до 20 февраля утвердить новую нормативную денежную оценку земли. Что касается вновь отведенных земельных участков и тех, по которым недавно были заключены договора аренды, то по ним плательщик налога подает налоговую декларацию в течение 20 календарных дней месяца, который наступает за отчетным.
Для физических лиц суммы налога насчитывает налоговая, которая до 1 июля текущего года присылает плательщику налоговое уведомление-решение об уплате налога. Собственники земли и землепользователи вносят плату за землю со дня возникновения права собственности или права пользования земельным участком. Налоговое обязательство относительно платы за землю, определенное в налоговой декларации на текущий год, платится равными частями по месту расположения земельного участка за налоговый период, который равняется календарному месяцу ежемесячно в течение 30 календарных дней, которые наступают за последним календарным днем налогового (отчетного) месяца. Физические лица платят налог в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления-решения.
Согласно п. 286.5 ст. 286 Налогового кодекса, в случае перехода права собственности на земельный участок от одного собственника к другому в течение календарного года, налог должен уплатить предыдущий владелец за период с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на земельный участок, а новый собственник - начиная с месяца, в котором у него возникло право собственности.
Анна Воеводина, специально для
«Судебно-юридической газеты»
**Nota bene**
Украинцам готовят дополнительный земельный налог?
Народный депутат от Партии регионов Евгений Сигал предложил Верховной Раде изменить Налоговый кодекс таким образом, чтобы население платило дополнительный налоговый сбор за пользование собственными землями. Согласно законопроекту №10209, 15.03.2012 поданному в Верховную Раду народным избранником, аграриям придется перечислять в местные бюджеты 1% от нормативной оценки земли равными частями за каждый календарный месяц в течение 30 дней. При этом суть новшества несколько замаскирована. Изменения вносятся в ст. 288 НК «Арендная плата», что, на первый взгляд, предполагает дополнительные отчисления лишь для арендаторов. Однако такие же отчисления, согласно законопроекту, будут платить и собственники земель сельхозначения, не сданных в аренду. Практически это означает введение дополнительного земельного налога. «Деньги нужны для решения элементарных проблем населенных пунктов - благоустройства территорий, ремонта дорог и объектов инфраструктуры, освещения улиц», - пояснил депутат.
Аналогичную схему еще в феврале предложил и глава парламентского Комитета по вопросам аграрной политики и земельных отношений Григорий Калетник, чтобы увеличить доходы местных бюджетов на 3,5-4,5 млрд грн. В свою очередь Е. Сигал, заявил, что в течение ближайшей недели он подаст новый законопроект, который предусматривает увеличенную вдвое ставку налога, что даст уже 6,5 млрд грн поступлений в бюджет в год.
Эксперт по земельным вопросам Украинской аграрной конфедерации Александр Поливодский подчеркивает, что расширение перечня налогов и сборов противоречит Налоговому кодексу. «Ведь наполнять бюджеты можно очень просто - создавая условия для инвесторов, гарантируя право собственности и обеспечивая соблюдение стабильного налогового законодательства», - уверен он. Однако парламентарии намерены поддержать законопроект с налоговой нагрузкой в 1%. По словам заместителя главы комитета Верховной Рады по вопросам аграрной политики Валерия Бевзенко, комитет уже одобрил инициативу Г. Калетника, поэтому, скорее всего, сессионный зал поддержит именно его документ.
Кстати, еще одним законопроектом Е. Сигала (№10202) предлагается вовсе отменить безденежный расчет за аренду земли. В нынешнем законе «Об аренде земли» в ст. 22 установлено, что «арендная плата может выплачиваться в денежной, натуральной и отработочной (предоставление услуг арендодателю) формах». «Анализ показывает, что такая форма расчетов не является совершенной. Она создает условия для разного рода отклонений от партнерских принципов в отношениях арендаторов с арендодателями», - говорится в объяснительной записке. Е. Сигал предлагает землевладельцам платить за аренду только деньгами.