В Государственном бюджете на текущий год объемы финансирования судебной системы увеличились по сравнению с 2011 г. на 38%: с 2,5 млрд до 4 млрд грн. Однако почти половину из этих 4 млрд составляет спецфонд, т. е. поступления от судебного сбора. А они, как известно, напрямую зависят от числа лиц, которые обратятся с исками и жалобами в суды.
Реальную ситуацию иллюстрируют цифры. Если в 2011 г. под общий фонд (т. е. не прогнозируемые, а реальные ассигнования государства) на правосудие было заложено 2,51 млрд грн (а 415 млн грн составлял спецфонд), то в 2012 г. общий фонд меньше - 2,18 млрд грн. За счет же судебного сбора планируется получить целых 1,85 млрд грн. Однако уже сейчас, в начале года, можно констатировать, что такой объем поступлений достаточно иллюзорен. Согласно озвученным на заседании коллегии Государственной судебной администрации 22 марта 2012 г. цифрам, вместо запланированных 188 млн. грн в спецфонд за январь-февраль поступило только 136,4 млн. грн. При этом профинансировано затрат на большую сумму - 155,7 млн. грн. Разницу удалось покрыть за счет прошлогодних остатков от судебного сбора. До конца текущего года, по расчетам ГСА, от сбора можно будет получить не более 900 млн грн вместо запланированных 1846 млн. А это означает, что под вопросом автоматически оказывается обеспечение своевременной выплаты зарплаты работникам судов, а также финансирование текущих и капитальных расходов. Над путями выхода из ситуации задумалась ГСА совместно с руководством высших спецсудов.
Судьям зарплату повысили...
Бюджетный запрос в 2011 г. был обеспечен на 30,3%: фактические ассигнования составили 2,9 млрд грн при потребности 9,7 млрд грн. Реальное обеспечение бюджетного запроса по социальным расходам составило 2,12 млрд грн из необходимых 3,33 млрд грн. Чрезвычайно плохо были обеспечены потребности в текущих (на 12,9%) и капитальных расходах (на 8,4%). И эта проблема, как подчеркнул начальник управления планово-финансовой деятельности и социального обеспечения ГСА Зеновий Холоднюк, перетекает из года в год.
Затраты на оплату труда в 2011 г. составляли 73% бюджета судебной системы, что свидетельствует о его социальной направленности. При этом, как сообщил председатель ГСА Руслан Кирилюк, среднемесячная зарплата по судебной системе в 2011 г. составляла 3196 грн. В местных судах средняя зарплата председателя суда составляла 7312 грн, зампредседателя - 6362 грн, судьи - 5743 грн, работника - 2139 грн; в апелляционных судах: главы суда - 11799 грн, зампредседателя - 10163 грн, судьи - 7952 грн, работника - 2733 грн. В местных хозяйственных судах судьи получали по 6974 грн, в апелляционных хозсудах - по 9535 грн, в окружных административных - по 5660 грн., в апелляционных админсудах - по 7888 грн.
Принятие Закона «О судебном сборе», как сообщил г-н Кирилюк, позволило обеспечить введение в действие ст. 129, 130 Закона «О судоустройстве и статусе судей», которые регулируют вопросы судейского вознаграждения. В целом средняя зарплата работников судебной системы в 2012 г. возрастет и составит для председателей судов - 15722 грн (рост на 100%); для зампредседателей - 14294 грн (98,8%); для судей - 13592 грн (106,7%), и работников аппарата суда - 2501 грн. Наибольший рост будет наблюдаться в местных общих судах - с 5743 грн зарплата судей увеличится до 12521 грн, т. е. в 2,2 раза, а также в административных, где она возрастет в 2,1 раза (у судей апелляционных админсудов - с 7888 до 16551 грн).
...а о работниках аппарата суда забыли?
Однако работники аппаратов судов разделить оптимизм судей не смогут: при распределении бюджетных затрат на 2012 г. потребность на оплату их труда, по словам Р. Кирилюка, обеспечена на 66%. Более того, в некоторых специализациях их вознаграждение не только не увеличится, но даже уменьшится (в апелляционных общих и хозяйственных). Цифры говорят сами за себя: например, у аппарата апелляционных админсудов средняя зарплата увеличится на 13 грн - с 2602 до 2615 грн.
Несоответствие роста оплаты труда судей и работников аппарата уже вызвало многочисленные обращения к ГСА. «Несмотря на незначительный рост в процентном отношении, мы знаем, какая ситуация складывается на местах. И эта цифра не соответствует тому объему работы, который приходится выполнять на практике», - подчеркнул Р. Кирилюк. Он акцентировал внимание на том, что ситуацию не пустят на самотек. ГСА уже обратилась к Президенту Украины с просьбой дать поручение Кабмину внести изменения в Закон «О Государственном бюджете на 2012 год», чтобы оплата труда и судей, и работников аппаратов финансировалась исключительно за счет средств общего фонда Госбюджета. При этом ГСА просит, чтобы в этом поручении был отмечен низкий уровень зарплаты работников аппаратов. «Нужно увеличить размер финансирования, чтобы мы вышли на показатели, при которых работник аппарата будет получать премию в размере 50% и надбавку 50%. Сегодня это 7-10%. Конечно, этот уровень неудовлетворительный», - отметил глава ГСА.
Также судебная администрация обратилась к министру финансов и главе бюджетного комитета ВР с предложением внести изменения в Госбюджет и осуществить приближение его средств, чтобы обеспечить выплату зарплаты. В случае положительного решения финансирование расходов в сумме 1,33 млрд грн на оплату труда работников судов и начисления на фонд оплаты труда судей в размере 521 млн грн будут осуществляться исключительно за счет общего фонда Госбюджета. В таком случае появится возможность высвободившиеся поступления от судебного сбора направить на финансирование текущих и капитальных расходов, средства на которые сегодня очень ограничены ввиду необходимости осуществлять за счет спецфонда оплату труда. По словам Р. Кирилюка, есть все основания надеяться, что изменения будут осуществлены.
Виртуальный спецфонд
Итак, ГСА остается только ждать положительного ответа от высших чинов государства. Пока же ситуация сложилась довольно критическая - у Фемиды фактически нет средств даже на отправку корреспонденции. Как отметили в своих выступлениях на заседании коллегии председатель Высшего хозсуда Украины Виктор Татьков и зампредседателя Высшего совета юстиции Лидия Изовитова, это влечет за собой нарушение разумных сроков рассмотрения дел. А такие нарушения, как известно, тянут за собой вероятность привлечения судей к дисциплинарной ответственности. Приобретая же конверты и марки за счет личных средств, работники судов, согласно новому законодательству, ставят себя под угрозу быть обвиненными в коррупции.
Не меньше проблем в обеспечении судов надлежащими помещениями - из 764 общих судов по Украине только 107 (14%) обеспечены надлежащими условиями для осуществления правосудия. При этом более половины судов (460) не могут обеспечить доступ лиц с ограниченными физическими возможностями к залам судебных заседаний и канцеляриям. Решить эти проблемы можно исключительно надлежащим финансированием бюджетных запросов судебной системы.
Как сообщил З. Холоднюк, проблема в том, что основная доля текущих расходов и расходов на жилищно-коммунальные услуги, а также практически весь фонд оплаты труда работников аппарата судов формируется за счет поступлений от судебного сбора: «Исходя из сегодняшних темпов поступления, прогнозируемые доходы спефонда до конца текущего года составят 900 млн грн по сравнению с 1,84 млрд грн, которые заложены в Госбюджете Украины». Г-н Холоднюк отметил, что в марте Министерство финансов согласилось с предложением осуществить приближение средств общего фонда на 92,7 млн грн, и возможно, уже на днях оно произойдет. «На сегодня практически все технические вопросы уже решены, министр финансов подписал докладную записку, и думаю, мы в ближайшее время полностью профинансируем средства на оплату труда и текущие расходы. Однако другого выхода, чем решить вопрос путем снятия фонда оплаты труда с финансирования за счет спецфонда и перенесения всех этих расходов на общий фонд, нет. Рано или поздно, но это будет сделано», - подытожил начальник управления.
Стоит сказать, что наблюдается еще одна тенденция, которая может повлиять на объем спецфонда: похоже, сами истцы решили для себя вопрос «Зачем платить больше?» Как свидетельствует статистика ГСА, в хозяйственной юрисдикции, где ставки сбора наибольшие (и на нее возлагается основная миссия по пополнению специального фонда), по сути, происходит перетекание дел в менее «затратные» для заявителей категории. Если в первом полугодии 2011 г. доля дел, где цена иска составляла более 3 млн грн, была 20,57%, то теперь - 3,68%. Имущественные споры превращаются в неимущественные или вовсе решаются в другой специализации.
Надежды на волшебное наполнение бюджета судебной системы за счет поступлений от судебного сбора, очевидно, себя не оправдали. Все камни при этом летят в ГСА, но нельзя сказать, что она бездействует. Именно ее усилиями, а также усилиями председателей высших спецсудов удалось отстоять идеологию финансирования, заложенную в Законе «О судебном сборе», ведь Минфин настаивал, чтобы средства от сбора зачислялись в общий фонд, а не шли напрямую на потребности судов. В 2011 г., благодаря принятию этого закона, ГСА удалось увеличить фонд оплаты труда в судах, где был дефицит, погасить ряд задолженностей по выплате ежемесячного денежного содержания судей, накапливавшуюся несколько лет, и по выплате выходного пособия судьям, которые ушли в отставку.
Наталья Мамченко,
«Судебно-юридическая газета»