Похоже, кошелькам бездетных украинцев угрожает опасность. В Верховной Раде зарегистрирован соответствующий законопроект №10112, которым предлагают пересмотреть ставки налога на доходы физических лиц. Вполне вероятно, что всех, кто «не думает» о демографической ситуации в стране, вскоре будут наказывать монетой. А если конкретнее, то предполагается, что если к 30 годам граждане Украины не обзаведутся детьми, их ожидает повышенная налоговая нагрузка: 17% налога на доходы физических лиц вне зависимости от уровня доходов. Несмотря на то, что новый налог пока находится на уровне разговоров, общество тревожно зашевелилось.
Борьба с кризисом. Демографическим
По последним данным Госкомстата, количество населения Украины на 1 декабря 2011 г. составляло 45 778,5 тыс. лиц, а в 2009 г. этот показатель находился на уровне 46 143,7 тыс. лиц. Одним из основных факторов такого уменьшения населения страны является низкий уровень рождаемости. Напомним, что еще в мае 2003 г. были проведены парламентские слушания на тему «Демографический кризис в Украине: его причины и последствия», результатом которых стала рекомендация «внедрить льготное налогообложение и долгосрочное кредитование семей с детьми в зависимости от количества детей». Но за 8 лет ничего в этом направлении так и не было сделано. Это предопределяет необходимость разработки ряда законопроектов, основной целью которых будет увеличение уровня рождаемости. По мнению авторов законопроекта №10112, одним из них и является проект закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно пересмотра ставки налога на доходы физических лиц». Т. е. вместо льготного налогообложения и долгосрочного кредитования семей с детьми парламентарии решили взяться за бездетных граждан.
«До 30 лет человек имеет право думать, кого он хочет себе в жены или мужья, есть время получить образование, сделать карьеру, создать семью и попробовать родить ребенка, – говорит один из авторов проекта, народный депутат Ирина Лукьянова. – У нас ставка привязана к доходу, но мы забываем, что семья, имеющая ребенка, теряет в доходах, и государство не компенсирует потери. Выплаты при рождении – хорошо, но есть детсад, школа, высшее образование».
Исходя из законопроекта №10112, платить налог не будут только бездетные инвалиды I-III групп. Семьи же, воспитывающие одного или двух детей, будут платить налоги по обычной ставке 15%, трех или четырех (при условии, что младший ребенок должен достичь трех лет) – 10%, пяти и более – 5% вне зависимости от уровня доходов. Следует отметить, что в Украине пока действует налоговая социальная льгота для многодетных семей, распространяющаяся на граждан с доходом ниже 1,4 минимальной зарплаты, что равняется 1,5 тыс. грн. Правда, размер такой льготы просто смехотворен (в 2012 г. он составляет 80,48 грн на каждого ребенка). Также, согласно законопроекту, льготы не будут распространяться на граждан, лишенных родительских прав, которые отказываются от уплаты алиментов. Примечательно, что в поправках ничего не сказано о семьях, которые по состоянию здоровья и медицинским показателям не могут иметь детей. Зато деньги уже посчитали: по предварительным подсчетам, дополнительные поступления в бюджет могут составить около 800 млн грн за счет увеличения ставки для бездетных украинцев. Эта сумма как раз и покроет снижение налоговой нагрузки на семьи с детьми.
Украина – не СССР
В этот раз парламентарии не проявили особой изобретательности: в СССР такой налог, непопулярный и ругаемый, продержался 50 лет. Налог на бездетность, кажущийся нам сегодня странным и нелепым, в условиях того времени был оправданным. В качестве военного он вступил в силу в ноябре 1941 г. и был направлен на оказание помощи многодетным матерям. Налоги платили холостяки, одинокие и бездетные пары. Если супружеская пара не могла иметь детей, налог все равно отчислялся. Избежать его можно было, лишь усыновив ребенка. Все мужчины, начиная с 18 лет, считались заядлыми холостяками, а потому были вынуждены каждый месяц расставаться с 6% своей зарплаты. Освобождались от налога лица, не имевшие возможности завести ребенка по состоянию здоровья, а также люди, у которых дети погибли, умерли или пропали без вести на фронтах Великой Отечественной войны.
«Детский налог» не был уравнительным. Если зарплата советского человека была меньше, чем 91 рубль, – он платил пониженную ставку, если же жалование было ниже 70 рублей, налог и вовсе не взимался. Результат не заставил себя долго ждать: благодаря принятым мерам, коэффициент рождаемости в СССР действительно вырос. Но люди той эпохи, в отличие от современных украинцев, не беспокоились о своем «завтра» – об этом думало государство. Они спокойно трудились на предприятиях, бесплатно получали квартиры и смело планировали будущее. Невыплаченные кредиты или подскочивший курс доллара нисколько не омрачали их мыслей.
Для современного украинца будущее представляется призрачным и неясным, рассчитывать можно исключительно на собственные силы, а никак не на милость государства. Поэтому детей рожать в угоду государству никто не намерен. Более того, в нынешних условиях завести ребенка, достойно содержать его и обеспечивать всем необходимым иногда представляется просто неразрешимой задачей. И чтобы кардинально улучшить демографическую ситуацию в стране, надо начать с экономической ситуации, чтобы украинцы могли позволить себе обзаводиться семьями.
Деньги на ветер?
Настораживает в этой ситуации и то, что определенная часть населения уже приспособилась к сегодняшним реалиям и охотно воспринимает государство как дойную корову. Скажем, женщина, состоящая в гражданском браке, при рождении ребенка вступает в статус матери-одиночки и на условиях паритета получает государственное пособие, которое несколько выше, нежели пособие на детей из полных семей. На случай расставания с гражданским мужем мама в «одиночном» статусе обеспечена обязательной социальной поддержкой.
Нередки случаи, когда детей рожают, и неоднократно, исключительно для поправки бюджета. Получив от государства «детские» деньги, используют их на реализацию собственных нужд, а не на ребенка. Помнится, несколько лет назад в Украине были созданы чрезвычайно благоприятные условия в виде высоких материальных поощрений для рожающих женщин, вот только источники финансирования в нашей стране быстро «пересыхают». Нельзя не вспомнить и об асоциальных родителях, детей которых находят в мусорных баках, подворотнях, на вокзалах. И никакие контролирующие органы уже не в силах отобрать у таких родителей детские пособия по причине их незамедлительной растраты на спиртные напитки. Поэтому если уж налог на бездетность и вводить, то необходимо четко понимать, на что будут тратиться полученные деньги, чтобы бездетным украинцам не «светила» очередная перспектива содержать за свой счет дармоедов и прожигателей жизни.
Налог как недоразумение
И все же многие парламентарии отбрасывают возможность принятия такого закона, поскольку считают, что налоговые изменения не улучшат развитие социальной инфраструктуры. Например, член Комитета ВР по вопросам бюджета Владимир Бондаренко акцентирует внимание на том, что в Украине сократилось количество детских кухонь и садиков. «Становиться в очередь в детский сад нужно еще во время беременности. Ввиду этого помощь родителям нужно оказывать не налогами, а созданием соответствующей инфраструктуры», – уверен чиновник. Зампредседателя ВР Украины Николай Томенко также считает, что введение в Украине налога на бездетность – это недоразумение, добавляя при этом, что в абсолютном большинстве цивилизованных стран такого налога нет.
Никаких шансов законопроекту не оставляет и замглавы Комитета ВР по финансам Евгений Царьков: «Главный минус – он ничего не предлагает молодым (например, доступные каждому, у кого есть работа, кредиты на жилье под льготный процент «в обмен» на рождение малышей), а только отбирает еще 2% от их и так небольших заработков. Мало у кого из 30-летних есть свой угол, не говоря уже о квартире. Как они могут завести ребенка? И наоборот, высокооплачиваемые специалисты с зарплатой свыше 10 минимальных (10730 грн), которым завести и вырастить детей намного легче материально, как платили 17% подоходного налога, так и будут платить».
К технической стороне закона у экспертов также имеются претензии. Например, неясно, почему должны платить налог те, кто физиологически не может иметь детей, а те, кто может, но не имеет их, обязаны отчислять лишние 2% на протяжении всей жизни, потому что не установлен верхний возрастной предел (т. е. даже 60–70-летние, если они работают, обязаны платить этот налог)? Много супружеских пар не могут иметь детей по медицинским показаниям. И в случае принятия такого закона им волей-неволей придется получать соответствующие справки, подтверждающие это. Ввиду этого несложно предположить, что сразу же неизбежно образуется теневой рынок, где врачи будут продавать подобные справки всем желающим.
Впрочем, народный депутат Ирина Горина, наоборот, уверена, что принятие такого закона поможет поднять рождаемость, если его доработать: не облагать налогом тех, кто физиологически не может иметь детей, установить возрастной предел и обязать доплачивать тех, кто имеет большие зарплаты. «Налоги с бездетных надо направить на развитие центров репродуктивной медицины, чтобы тем, кто хотят, но не могут иметь ребенка, могло бесплатно помочь государство», – уверена г-жа Горина.
Татьяна Пашковская,
«Судебно-юридическая газета»
**Зарубежный опыт**
Дети и экономика – едины!
Не так давно в Беларуси предлагали ввести налог с мужчин в возрасте от 25 до 40 лет, которые не имеют детей – в качестве «стимула для тех представителей сильного пола, которые уходят от своей гражданской обязанности». Следует отметить, что, в отличие от украинского варианта налогообложения бездетных, белорусы оказались более снисходительны. К примеру, если рождается первый ребенок, налог должен быть снижен на 50%, при рождении второго налог отменяется, а если родился третий – государство вообще возвращает весь уплаченный ранее налог.
Налог на бездетность также находится на рассмотрении бундестага. Бороться с демографической катастрофой, которая угрожает Германии, в парламенте страны намереваются при помощи евро. По предложению, каждый бездетный немец старше 25 лет должен платить дополнительный налог в сумме 1% от своего дохода. С появлением первенца сумма налога уменьшается вдвое. Полностью избавиться от уплаты налога поможет второй ребенок. Сторонники этой идеи считают, что не должно быть никаких исключений для тех, кто не хочет или не может иметь детей, потому что уже с 2040 г., когда каждому третьему немцу будет за 60, понадобятся деньги на социальные выплаты.