Туристические операторы, работающие на рынке внутреннего и въездного туризма, настаивают на внесении изменений в Налоговый кодекс для отмены п. 6 ст. 207, который возлагает на туроператоров внутреннего и въездного туризма дополнительную налоговую нагрузку. Об этом заявил депутат Верховного Совета АР Крым, глава постоянной комиссии по вопросам санаторно-курортного комплекса и туризма Рустам Темиргалиев.
Он, в частности, отметил, что согласно п. 6 ст. 207 НК, суммы налога, включенного в расходы, не учитываются при определении базы налогообложения, что приводит к фактически двойному обложению НДС услуг туроператоров внутреннего и въездного туризма. «На практике из соглашения на 20 тыс. евро после вычета всех налогов остается 400 грн прибыли», – жалуются туроператоры. Приведенный ниже пример предлагает убедиться в наличии проблемных положений в украинском налоговом законодательстве.
Так, украинский туроператор, осуществляющий деятельность в Украине, приобретает у украинского отеля туруслугу по цене 10 тыс. грн, в т. ч. 1666 грн НДС, и реализует украинскому туристу данную услугу по цене 11 тыс. грн (доходность 10%), в т.ч. 444 грн НДС. Учитывая, что определение базы налогообложения для начисления налоговых обязательств по НДС, исходя из вознаграждения, не предполагает наличия налогового кредита, туроператор по внутреннему и въездному туризму в результате данной операции обязан заплатить в бюджет НДС в сумме 444 грн. В то же время, другой украинский туроператор, осуществляющий деятельность в Украине, приобретает у зарубежного отеля туруслугу по цене 10 тыс. грн. (НДС нет!) и реализует ее украинскому туристу по аналогичной цене 11 тыс. грн, в т.ч. 166 грн НДС. Таким образом, туроператор по внутреннему и въездному туризму платит НДС в сумме 2 тыс. грн, а туроператор по зарубежному туризму – 166 грн. Ни о каком преимуществе и повышении конкурентоспособности украинского туристического продукта говорить не приходится.
Туроператоры и профильный комитет Верховной Рады подготовили законопроект, согласно которому вносятся изменения в ст. 207 Налогового кодекса. При этом инициируется возврат действовавших ранее норм о применении нулевой ставки НДС к экспорту туристических услуг, а п. 6 данной статьи предлагают исключить как таковой. Однако документ до сих пор так и не был вынесен на рассмотрение в ВР.
Илларион Шевченко,
«Судебно-юридическая газета»