11 января 2012 г. в парламенте зарегистрирован правительственный законопроект №9673 «О службе в органах местного самоуправления», определяющий правовые и организационные основы службы в указанных органах. Коротко рассмотрим основные нововведения, предлагаемые этим проектом. Однако сначала необходимо вспомнить о недавно подписанном Президентом новом законе «О государственной службе» – именно на его положения во многом ссылается рассматриваемый законопроект, который, в случае его принятия, вступит в силу 1 января 2013 г. (т. е. одновременно с новым ЗУ «О государственной службе»). Тогда же утратит силу ныне действующий ЗУ «О службе в органах местного самоуправления».
Общие положения законопроекта
Прежде всего, нужно отметить существенно расширенный понятийный аппарат этой сферы правоотношений. Под службой в органах местного самоуправления понимается профессиональная деятельность служащих, связанная с реализацией определенных законом полномочий органов местного самоуправления, а также некоторых полномочий органов исполнительной власти. Будет определен правовой статус служащего органов местного самоуправления, а должности в них предложено разделить на выборные и административные (т. е. те, на которые лица вступают путем назначения).
Сфера действия закона, в случае его принятия, будет распространяться на отношения, возникающие в связи со вступлением на службу в органы местного самоуправления, ее прохождением и прекращением. При этом Закон не будет распространяться на: 1) депутатов местных советов, не занимающих на постоянной основе должностей в органах местного самоуправления; 2) сотрудников этих органов, выполняющих функции обслуживания; 3) сотрудников предприятий, учреждений и организаций, а также иных субъектов хозяйствования коммунальной собственности.
В проекте закона предложена новая классификация должностей в органах местного самоуправления. Предлагается установить такую классификацию, разделив все должности на 4 группы. К I будут отнесены должности председателей советов и их заместителей, сельских и городских голов и их заместителей, управляющих делами исполкомов советов. Во II группу войдут должности руководителей управлений, отделов и других исполнительных органов советов и их заместителей, председателей постоянных комиссий советов областного и районного уровней. В III группе – должности руководителей структурных подразделений аппарата советов и исполкомов структурных подразделений в составе отдела, управления и иного исполнительного органа совета и их заместителей. К V группе отнесены должности в аппарате сельского, городского, районного в городе советов и в их исполкомах, отделах, управлениях, других созданных этими советами исполнительных органах, которые не предусматривают осуществления руководящих функций. Как видим, в предложенной классификации IV группа должностей отсутствует. Это связано с тем, что, согласно новому закону «О государственной службе», к ней отнесены должности в госоргане, юрисдикция которого распространяется на всю территорию Украины, в органе власти АР Крым и в их аппарате, которые предусматривают осуществление функций по подготовке предложений относительно формирования госполитики, разработке, экспертизе и/или редактированию нормативных актов и не предусматривают осуществление руководящих функций.
Обратим внимание и на то, что в законопроекте предложено разделение должностей каждой группы на подгруппы по признакам существующего административно-территориального деления Украины (т. е. на уровне областей, районов, городов, районов в городах) – действующее законодательство подобного разделения не содержит.
Право на «местную» службу
Документом предлагается установить требования для тех, кто претендует на занятие должностей в органах местного самоуправления. Так, ст. 14 законопроекта определено, что такое право имеют лица, достигшие 18 лет и свободно владеющие государственным языком, независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и прочих убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места проживания, но с учетом требований об уровне профкомпетентности, направлении подготовки (специальности) и ограничений, установленных законом.
Требование о необходимой профподготовке содержится и в действующем законодательстве, однако законопроектом предлагается эти нормы существенно усовершенствовать и конкретизировать. Относительно профкомпетентности предусмотрены специальные требования к группам и подгруппам должностей (при этом в зависимости от подгруппы необходимо высшее либо среднее образование и опыт работы). Причем предполагается, что в некоторых случаях квалификационные требования устанавливаются местными советами.
Что касается предлагаемых законопроектом ограничений, то они традиционны: отсутствие судимости, решения суда о признании невменяемым, приговора о запрете занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности, админвзысканий за коррупционные правонарушения, а также соблюдение требований антикоррупционного законодательства.
Принятие на работу и прохождение службы
Порядок принятия на работу на должности в органах местного самоуправления зависит от вида должности: на выборные лица должны быть избраны согласно специальному законодательству (например, закону «О местном самоуправлении в Украине»), а на административные назначают соответствующие уполномоченные органы и должностные лица в зависимости от должности.
На некоторые должности (например, управляющего делами исполнительного аппарата областного, районного совета, Севастопольского горсовета, руководителя отдела) должен проводиться специальный конкурс. Порядок его проведения определен законопроектом. Одновременно предусмотрено, что в отношении кандидата на должность может быть проведена проверка согласно требованиям закона «Об основах воспрепятствования и противодействия коррупции».
В отношении лиц, претендующих на должности групп ІІ, III и V, может устанавливаться испытание с целью подтверждения соответствия уровня профессиональной компетентности. Такое испытание должно проводиться в порядке, установленном законом «О государственной службе».
Следует отметить также, что проектом предлагается ввести ранги служащих органов местного самоуправления. В отличие от нового закона «О государственной службе», в данном случае предусмотрено не 9, а 10 рангов, причем 10-й предусматривается для служащих исполкомов сельских и поселковых советов. В то же время действующий закон «О службе в органах местного самоуправления» предусматривает 15 рангов.
Коротко об иных положениях законопроекта
Подробно описать все новеллы законопроекта №9673 в одной статье невозможно. Однако нельзя не отметить, что помимо уже указанных положений, он регулирует целый комплекс вопросов, в частности: 1) повышения качества услуг, предоставляемых служащими органов местного самоуправления, путем усовершенствования определения принципов службы в этих органах, а также прав и обязанностей служащих; 2) создания политически нейтрального института службы; 3) повышения уровня социальной и материальной защищенности служащих и др.
Например, в разделе VІ законопроекта, посвященном оплате труда служащих органов местного самоуправления, установлено, что схема должностных окладов для таких служащих определяется Кабмином путем установления максимального и минимального должностного оклада для каждой подгруппы должностей. При этом указано, что минимальный должностной оклад должен устанавливаться в размере не ниже 1,6 минимальной зарплаты. Источником же финансирования службы являются местные бюджеты. Напомним, что в свое время попытка передать вопросы определения условий оплаты труда служащих органов местного самоуправления в ведение Кабмина путем внесения изменений в действующий закон через Госбюджет-2008 привела к тому, что эти изменения были признаны неконституционными (решение КСУ от 22.05.2008 №10-рп/2008). Впрочем, тогда КСУ мотивировал свое решение тем, что такие изменения не могут вноситься путем принятия закона о Госбюджете. Представляется, что если такой порядок будет прописан в самом законе, как это предлагается авторами законопроекта, это не приведет к оспариванию этих норм в КСУ.
Андрей Мединский, специально для
«Судебно-юридической газеты»
**Инфосправка**
ПРОЕКТ №4673 вноситься
Кабінетом міністрів України
Закон України
Про службу в органах місцевого самоврядування
(витяг)
Стаття 19. Порядок проведення конкурсу на зайняття вакантних адміністративних посад в органах місцевого самоврядування
1. Конкурс на зайняття вакантних адміністративних посад в органах місцевого самоврядування груп II, III і V (далі – конкурс) проводить утворена головою відповідної місцевої ради, сільським, селищним, міським головою конкурсна комісія у складі не менше п’яти осіб.
2. До складу конкурсної комісії можуть включатися службовці органу місцевого самоврядування, представники служби персоналу органу місцевого самоврядування, а також експерти з числа фахівців у відповідній сфері.
3. Засідання конкурсної комісії є повноважним, якщо на ньому присутні більше половини від її складу. Рішення конкурсної комісії вважається прийнятим, якщо за нього проголосувала більшість від її складу.
4. Конкурс передбачає складення іспиту (тестування) особою, яка претендує на зайняття посади в органі місцевого самоврядування, та проведення співбесіди з нею. Програму іспиту (тести) один раз на два роки затверджує голова відповідної місцевої ради, сільський, селищний, міський голова.
5. Типовий порядок проведення конкурсу затверджується центральним органом виконавчої влади, що забезпечує формування і реалізує державну політику у сфері державної служби.
Стаття 29. Преміювання та інші види заохочення службовців органів місцевого самоврядування
1. Преміювання службовців органів місцевого самоврядування, які займають адміністративні посади, здійснюється за рішенням голови відповідної місцевої ради, сільського, селищного, міського голови у межах фонду преміювання, утвореного у розмірі не менш як 10 відсотків фонду посадових окладів та економії фонду оплати праці:
щомісяця – відповідно до їх особистого внеску в загальні результати роботи;
щороку за результатами оцінювання службової діяльності у разі отримання відмінної оцінки – до 100 відсотків посадового окладу.
Преміювання службовців органу місцевого самоврядування, які займають виборні посади, здійснюється за рішенням відповідної ради з урахуванням результатів їх роботи.
Стаття 32. Суб’єкти, уповноважені застосовувати дисциплінарні стягнення
1. Право застосування дисциплінарних стягнень мають:
до службовців органів місцевого самоврядування, які займають виборні посади, – відповідна рада шляхом прийняття рішення (для сільського, селищного, міського голови – рішення приймається двома третинами складу ради шляхом таємного голосування);
до службовців органів місцевого самоврядування, які займають адміністративні посади, – голова відповідної ради, сільський, селищний, міський голова.
Голова Верховної Ради України