На прошлой неделе вступил в силу ЗУ «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно совершенствования порядка осуществления судопроизводства», который вносит ряд соответствующих изменений в процессуальные кодексы. В частности, согласно изменениям ГПК, КАС и ХПК, судья, принимавший участие в рассмотрении дела в суде первой, апелляционной, кассационной инстанций, в пересмотре дела ВСУ, не может участвовать в рассмотрении заявления о пересмотре принятого им судебного решения в связи с вновь открывшимися обстоятельствами.
Относительно обжалования дела в апелляционном или кассационном порядке субъектами властных полномочий введены ограничения путем установления годичного срока, с окончанием которого апелляционная или кассационная жалоба не может быть принята к производству суда апелляционной или кассационной инстанции независимо от уважительности причин пропуска срока для предоставления соответствующей жалобы. Также в ГПК, КАС и ХПК закрепляется обязанность суда привлекать к делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, лиц, не являющихся сторонами в споре, если при принятии соответствующего искового заявления, в процессе подготовки дела к слушанию или во время его разбирательства выяснится, что судебное решение может повлиять на права и обязанности таких лиц.
Согласно новой редакции ст. 113 ХПК, заявление о пересмотре судебного решения хозяйственного суда в связи с появлением существенных для дела обстоятельств, которые не были и не могли быть известны на момент рассмотрения дела (п. 1 ст. 112 ХПК), может быть подано не позднее трех лет со дня вступления решения в силу. Согласно изменениям в ЦПК, исковая давность по требованиям о признании недействительными сделок, заключенных под влиянием насилия или обмана, и относительно требований о применении последствий ничтожной сделки, больше не будет принадлежать к специальным срокам давности. К тому же, из перечня исковых требований, на которые исковая давность не распространяется, исключены иски о признании незаконным правового акта органа государственной власти, органа власти АРК или органа местного самоуправления, которым нарушено право собственности или иное вещное право.