Владик Сумбатович Нерсесянц (1938–2005) – известный российский ученый, выдающийся теоретик и историк права, незаурядный организатор академической науки, соавтор Новой философской энциклопедии (статьи «Право», «Философия права»), доктор юридических наук, профессор
Владик Нерсесянц родился 2 октября 1938 г. в Степанакерте (Нагорный Карабах). На его развитие как личности большое влияние оказал один трагический факт. В 1942 г. арестовали и репрессировали отца Владика, однако мать не только не смирилась с тем, что она вдова «врага народа», но и всячески поддерживала культ отца в семье. В результате Владик, по его собственным словам, вынес понимание права как особую форму свободы.
Среднюю школу В. Нерсесянц окончил с отличием в 1955 г. в Ереване, а вот с высшим образованием у него сначала не заладилось. Дело в том, что поступив в один из технических вузов Москвы, Владик уже через год вернулся в Ереван (он просто не захотел быть инженером), чем немало удивил близких родственников. Поработав немного на заводе, Нерсесянц вновь отправился в столицу СССР, чтобы поступить на философский факультет МГУ, однако у сына «врага народа» даже не стали принимать документы. Тогда Владик утаил эту часть своей биографии и поступил на юридический факультет того же университета.
Юриспруденция давалась юному Нерсесянцу легко, однако уже с первого курса он все свое свободное время уделял именно философии права. Поэтому неудивительно, что свои кандидатскую и докторскую диссертации он посвятил творчеству самых читаемых и обсуждаемых в течение двух последних столетий философов – Гегеля и Маркса. Однако путь в аспирантуру также не был для Владика легкой прогулкой – после окончания университета (1961 г.) молодой специалист должен был отработать 3 года по распределению. Судьба забросила его в Иваново, что под Москвой, где он и проработал адвокатом 3 года. И только после этого он наконец начал свою научную деятельность. Памятную роль в его аспирантской и общенаучной подготовке сыграл профессор Степан Кечекьян – выдающийся философ, теоретик и историк права, один из первых восстановителей университетского изучения и преподавания истории права, а также истории политических учений.
С 1970 г. жизнь В. С. Нерсесянца неразрывно связана с академическим Институтом государства и права, где он был сначала научным сотрудником, с 1980 г. – заведующим сектором истории государства, права и политических учений, а с 1992 г. совмещал эту должность с обязанностями руководителя Центра теории и истории права и государства. В 1985 г. ему было присвоено звание профессора. С 1994 г. В. С. Нерсесянц – член-корреспондент Российской академии наук, а с 2000 г. – академик РАН.
Годы его самых интенсивных творческих исканий пришлись отчасти на период хрущевской «оттепели» и в большей степени – на период брежневского безвременья. О последнем из этих периодов он выскажется однажды в стихотворной форме и в духе философской парадоксальности:
Есть времена, когда некому нравиться
И нечему слагать здравицы.
Но лишь в больные времена
Величья зреют семена.
Важным и памятным итогом творческих исканий Владика Сумбатовича стала концепция либертарной гражданственности и права. Ее истоки обнаруживаются в гегелевской традиции восприятия права как разумного воплощения свободы и в республиканской традиции истолкования роли и призвания государства важным обеспечителем совместных организованных усилий по достижению общего блага. Либертарная теория права оформилась в первые годы перестройки. Трехсоставная формула либертарного правопонимания – свобода, равенство и справедливость – воспринималась ее первыми слушателями как удачное воплощение свободолюбивых надежд и устремлений соотечественников, излагаемых на языке философии права, а ее создатель – как живое олицетворение таких надежд и намерений в академической среде.
История и теория права и государства, воспринимаемые сегодня как история процессов их универсализации, свидетельствуют о том, что в основе той или иной формы властной регуляции социальных отношений, в т. ч. глобального характера, лежит определенный тип правопонимания и связанный с этим тип юридической легитимности государства. Традиционно проблемы государственно-правовой унификации и универсализации теоретически разрабатывались и практически решались с позиций двух противоположных, во многом антагонистических в своих взаимоотношениях типов правопонимания – юснатурализма (естественно-правового подхода) и позитивизма (легизма). В современных международных и внутригосударственных правовых актах внешний, обусловленный, прежде всего, прагматическими соображениями компромисс этих двух принципиально разных подходов выражен в виде требования соответствия норм позитивного права общепризнанным естественным и неотчуждаемым правам и свободам человека. Возможен и принципиально новый, третий тип правопонимания, удерживающий познавательно и социально ценные моменты двух других типов и вместе с тем преодолевающий их существенные недостатки – внешний антагонизм и односторонность. Именно такой тип правопонимания и был предложен В. С. Нерсесянцем, разработавшим в этой связи свою особую «либертарно-юридическую общую теорию права и государства».
Новая теория позволяет, по мнению автора, более адекватно и последовательно трактовать содержание, формы и перспективы процессов универсализации и унификации права в современном международном и внутринациональном общении, смысл, направления и особенности этих процессов. Эта новая общеметодологическая и концептуальная ориентация наиболее обстоятельно была изложена им в работах «Наш путь к праву. От социализма к цивилизму» (1992), «История идей правовой государственности» (1993), «Право – математика свободы» (1996), «Философия права» (1997), «Юриспруденция» (1998), «Общая теория права и государства» (1999). Благодаря неоспоримому авторитету В. С. Нерсесянца как историка правовой и политической мысли и его редкому дару создавать и направлять большие авторские коллективы исследователей стало возможным издание в 1985–1995 гг. пятитомной истории политических и правовых учений с охватом истории древней и средневековой, а также современной.
В. С. Нерсесянц находил время и для творчества, не связанного с разработкой правовых и философских проблем: он писал прекрасные стихи, многие из которых увидели свет в трех поэтических сборниках, увлекался шахматами, математикой.
Умер Владик Сумбатович в Москве 21 июля 2005 г.
**Отзывы современников**
Ученый мирового уровня
Научное творчество Владика Сумбатовича было посвящено теоретическим проблемам развития общества, права и государства, месту индивида в обществе и его взаимоотношениям с властью. Им разработана либертарно-юридическая теория права и государства и основанная на ней концепция цивилизма как постсоциалистического общественного строя. Он автор около 400 научных работ, включая 16 индивидуальных монографий и учебников, научный руководитель и консультант кандидатских и докторских диссертаций. В. С. Нерсесянц воспитал учеников, его идеи имеют последователей. В память о В. С. Нерсесянце ежегодно проводятся «Философско-правовые чтения» в Институте государства и права РАН и в Высшей школе экономики.
Авторитетные коллеги от разных школ правопонимания различно оценивали и оценивают его научную деятельность, однако всегда относились и относятся с уважением к его профессиональным и личным качествам:
«Мне действительно очень приятно, что современные аспиранты ссылаются в своих рассуждениях на таких великих ученых, как Владик Сумбатович Нерсесянц. Я считаю, что он входит в число самых великих российских философов права. Трудно сравнить его с кем-то и трудно найти ему равных и в нашем, и в прошлом веке, при том, что XX век был богат на выдающихся ученых-правоведов. Борис Чичерин, Александр Градовский, Николай Коркунов, Павел Новгородцев, Сергей Муромцев… Это имена не только российского, европейского уровня – это ученые уровня общеевропейского и мирового».
Глава Конституционного Суда РФ Зорькин В. Д.
«Ученый, на протяжении многих лет отстаивавший идею прав человека, посвятил свою жизнь исполнению долга – перед своим талантом, перед своими коллегами, перед своей страной, в прошлом социалистической, ныне – «неофеодальной», но долженствующей в будущем стать, по замыслу ученого, «цивилитарной». Для нескольких поколений российских правоведов академик В. С. Нерсесянц являлся примером творческой свободы, вне которой не бывает настоящей науки».
Профессорский состав юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета Луковская Д. И., Поляков А. В., Тимошина Е. В.
**Истории из жизни**
Нерсесянц был принципиальным ученым и отзывчивым человеком
Из многих встреч с Владиком Сумбатовичем вспоминаю один эпизод. Конец 1986 г. В секторе, в Институте государства и права идет обсуждение моей кандидатской диссертации. Мнения различны – много справедливой и «иной» критики. Ряд четких, поразительно емких и критических оценок дает Владик Сумбатович. И вроде бы тема далека от его интересов, но все поразительно правильно. Думаю: «Плакала моя ближайшая защита…» И вот итог Владика Нерсесянца: «Замечания мои и коллег нужно быстро устранить. У диссертанта есть научная интуиция, а получилось вполне неплохо». И после заседания: «Не затягивай. Многое сказанное – на будущее. Представляй работу в совет». Поразительная лаконичность и … поддержка. Это многого стоило. Было общение и до, и после этого эпизода, но это исключительное качество поддержать и направить, прибавить уверенности и предупредить самоуверенность в жизни и науке было крайне важным на годы вперед. И в этом весь Владик Нерсесянц – принципиальный Ученый и отзывчивый Человек. И еще хочется сказать о Владике:
Ушел. Был чуть суров, чуть-чуть ершист,
Но светел мысли четкий смысл…
Теперь… из книжек только скажет,
И пищу даст нам для ума, либертарного слегка…