Арбитражные управляющие оказались под угрозой внеплановых проверок
Как известно, Указом Президента Украины от 6 апреля с. г. Минюст определен главным органом по формированию и обеспечению реализации государственной политики по вопросам банкротства. 16 ноября с. г. КМУ принял распоряжение «Вопросы Министерства юстиции», согласно которому с 21 ноября с. г. Минюст начал фактическое исполнение указанных полномочий. Одновременно с принятием распоряжения КМУ вступили в силу все нормативно-правовые акты Минюста по вопросам банкротства, регламентирующие порядок реализации министерством новых полномочий. В то же время, у многих арбитражных управляющих уже успели возникнуть вопросы.
Условия для тех арбитражных управляющих, у которых уже есть лицензия, выданная до определения Минюста органом лицензирования, установлены приказом Министерства юстиции №2089/5 от 9 сентября с. г. Согласно п. 2 этого документа, такие арбитражные управляющие обязаны в течение десяти дней, т. е. до 1 декабря с. г. стать на учет в соответствующих территориальных органах по вопросам банкротства, т. е. в главных управлениях юстиции Министерства юстиции в АРК, областях, городах Киеве и Севастополе. Порядок таких действий определен Лицензионными условиями осуществления хоздеятельности арбитражных управляющих (распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов), утвержденными приказом Минюста от 14 октября с. г. №3176/5.
Так, согласно п. 3.1.1 Условий, для постановки на учет путем уведомления арбитражный управляющий должен предоставить или отправить соответствующему главному управлению юстиции по месту его жительства письменное уведомление о выдаче лицензии, в котором указать свой почтовый адрес, адрес электронной почты, телефонный номер для получения корреспонденции и сообщений. К этому письменному уведомлению прилагается копия лицензии, заверенная подписью арбитражного управляющего и его печатью (при наличии) с обязательным указанием даты заверения. Кроме того, в случае выполнения полномочий распорядителей имущества, управляющих санацией, ликвидаторов они должны также подать в главное управление юстиции соответствующей области информацию согласно формам. Формы и инструкция по их заполнению указаны в упомянутом выше приказе №2089/5.
Невыполнение данных требований управляющими может стать основанием для проведения внеплановой проверки. Но при этом отметим, что структурные подразделения, отделы или секторы по вопросам банкротства, которые будут принимать документы и ставить управляющих на учет, должны были быть созданы в главных управлениях юстиции до 21 ноября (согласно приказу Минюста № 2074/5 от 7.09.2011). Однако оперативно выполнить требования данного приказа удалось далеко не во всех областях: пока проводили конкурс на замещение вакансий госслужащих, руководителей подразделений и пр., наступил конец ноября. Следовательно, кто будет принимать документы арбитражных управляющих – вопрос риторический.
Примечательно, что проблема коснулась и Киева – соответствующий отдел в главном управлении юстиции все еще в процессе формирования. В то же время, в Главном управлении юстиции в Днепропетровской области отдел по вопросам банкротства начал фактически исполнять полномочия по формированию и обеспечению реализации государственной политики по вопросам банкротства с 21 ноября. Соответствующие отделы заработали также в Полтавской, Запорожской и некоторых других областях. Таким образом, неясно, чем обернется для арбитражных управляющих тот факт, что по вине госорганов они не смогут стать на учет в установленные нормативными актами сроки.
Наталья Мамченко,
«Судебно-юридическая газета»