На прошлой неделе ВР зарегистрировала проект Закона №9288 «О государственной пошлине». Законопроект разработан с целью законодательного усовершенствования урегулирования вопроса определения плательщиков госпошлины, объектов и размеров ее ставок, а также порядка ее уплаты.
Однако следует отметить, что каких-то существенных изменений документ не предусматривает. К примеру, ставки госпошлины сохранены в размерах, установленных действующим на сегодня Декретом КМУ «О государственной пошлине». Более того, в проекте полностью продублирован перечень льгот по уплате государственной пошлины. Новеллой законопроекта, по мнению разработчиков, является наличие четкого определения и содержания государственной пошлины. Госпошлина в проекте понимается как плата за действия (услуги) уполномоченных на то законом органов, которая взимается на территории всей Украины за совершение действий и выдачу документов, имеющих юридическое значение. Т. е., оплачивая госпошлину, плательщик преследует определенные интересы, связанные с осуществлением в его пользу действий публично-правового характера. Кроме того, целью взимания государственной пошлины является покрытие расходов государственного или иного органа в связи с его деятельностью.
Также законопроектом определен исключительный перечень объектов взимания государственной пошлины. Она уплачивается за совершение нотариальных действий, регистрацию актов гражданского состояния, выдачу паспортных документов, регистрацию места проживания, проведение госрегистрации прав на недвижимое имущество и их обременений, операции с ценными бумагами, операции, осуществляемые на товарных биржах по продаже объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности гражданина, проведение публичных торгов (аукционов, тендеров), выдачу разрешений на право охоты и рыболовства, выдачу охранных документов (патентов и свидетельств), а также другие действия, имеющие юридическое значение. Впрочем, из-за наличия слов «а также другие действия» назвать этот перечень исчерпывающим сложно.