Если ваш ребенок регулярно теряет спортивную форму в школьной раздевалке и лишается материальных благ в гардеробе, не пытайтесь пристыдить администрацию учебного заведения – ничего не выйдет. Как правило, школа не отвечает за пропажу вещей на своей территории, и возлагать на нее такого рода ответственность, с точки зрения права, – напрасный труд. Причем во избежание недоразумений некоторые школы специально оговаривают в договорах с родителями, а также в правилах распорядка, что школа не несет ответственности за личные вещи детей, которые были утеряны, украдены или повреждены. Как же быть в такой неприятной ситуации, выясняла «Судебно-юридическая газета».
Подпишите договор
В соответствии с гигиеническими требованиями к условиям обучения, в школе должны быть организованы бесплатные раздевалки и гардеробы для детей (постановление Главного государственного санитарного врача Украины от 14.08.2001 №63). Согласно документу, «Гардеробы размещаются на 1 этаже с обязательным оборудованием ячеек для каждого класса». Однако говорить о сохранности вещей в такого рода гардеробах бессмысленно: кражи в них остаются распространенным видом времяпрепровождения для начинающих преступников. Причем от проявления клептомании не застрахована даже самая элитная школа, ведь в юном возрасте дети склонны совершать противоправные поступки из чувства внутреннего протеста, по причине природного любопытства и просто на «слабо».
В некоторых школах вещи в гардероб сдаются в обмен на номерок, но это никак не влияет на их сохранность. Даже если родители возьмутся оплачивать труд гардеробщицы своими силами, следить за тем, чтобы она не манкировала своими обязанностями, некому – поскольку такие должности в государственных и муниципальных школах не предусмотрены, администрация школы имеет полное право отмахнуться от претензий и просьб по этому поводу. То ли дело письменный договор, заключенный между родителями и школой, уплачивая деньги по которому, можно быть спокойным за вещи своих детей. В России в нескольких новосибирских школах была создана служба таких вот охраняемых гардеробов. При этом обычные гардеробы закрывать не стали, чтобы платная услуга не оказалась навязанной и чтобы не нарушались интересы малообеспеченных семей. В Украине о такой практике говорить пока не приходится, хотя вещи у детей пропадают исправно. Причем нередко виноваты в этом не сами школьники, а люди со стороны.
Наймите охрану
Вопрос актуальности охраны школьников в учебных заведениях всегда стоял остро. И если для частных школ, где подобные вопросы решаются за счет родителей, нанять охрану не такая уж проблема, то для школ, чье финансирование осуществляется из госбюджета, таким подходом к проблеме могут похвастаться не все. Однако, как не крути, а с необходимостью введения в школах охраны спорить никто не станет. Поэтому вопрос о том, кто несет ответственность за все, начиная от сохранности личных вещей учащихся и заканчивая здоровьем учеников, остается открытым. Безусловно, многие родители считают, что такую ответственность несут, в первую очередь, директор и педколлектив. Однако их ответственность распространяется на охрану труда, противопожарную безопасность и т. д., т. е. на те сферы, которые связаны с выполнением их прямых обязанностей. Поэтому согласитесь, что требовать от учителя сохранности личных вещей учеников неразумно. То же касается и здоровья учащихся, если это напрямую не связано с выполнением должностных обязанностей, например, учителя труда или физкультуры.
Поэтому идеальным вариантом для решения этой проблемы было бы выделение бюджетного финансирования, чтобы школьная администрация могла нанять охранную фирму. А в договоре уже были бы прописаны условия такого сотрудничества, в т. ч. материальная ответственность.
Для справки: такой договор может подписать директор. Согласно ст. 20 ЗУ «Об образовании», руководитель учебного заведения, находящегося в общегосударственной собственности и подчиняющегося Министерству образования Украины, избирается по конкурсу и назначается на должность отделом образования путем заключения с ним контракта в соответствии с порядком, утверждаемым КМУ. Следовательно, ничто не мешает разработать должностную инструкцию, где четко записать права и обязанности каждого преподавателя. В таком случае директора можно наделить правом заключать договоры, открывать и закрывать счета в банках. Также можно разработать и школьный устав, которым закрепить отношения между учениками и учителями. В уставе можно прописать и строгое подчинение учеников не только директору, но и нанятым охранникам в случае чрезвычайной ситуации. Это даст возможность разграничить, кто, когда и за что будет нести ответственность. Скажем, в ситуации, когда кто-то из школьников был избит, но кем именно, выяснить не удалось, кто будет оплачивать расходы на лечение? Тут-то к ответственности и можно будет привлечь охрану. Такая же ситуация – с пропажей или порчей личного имущества как школьников, так и учителей. Да и наличие пропускного пункта на входе в здание позволит отслеживать тех, кто входит и выходит из школы, а в некоторых случаях вообще исключить контакт между посетителями и школьниками.
Однако педагогам всегда стоит помнить и о том, что необходимо выработать правила поведения в школе, сформировать навыки безопасного поведения. Не лишним будет и определить места повышенной опасности в школе, а также ежедневно развивать у детей чувство ответственности за свои поступки, за свою и чужую жизнь.
Обратитесь к учителю
Должностные обязанности педагога напрямую не предусматривают его ответственности за материальные блага учеников, однако, согласно стандартной должностной инструкции, социальный педагог призван способствовать установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде, выявлять конфликтные ситуации, отклонения в поведении учащихся и своевременно оказывать им социальную помощь и поддержку. Получается, если кто-то из учеников совершил противоправный поступок, например, кражу, произошло это вследствие некомпетентности педагога, который вовремя не смог адаптировать такого криминогенного ученика к социальным нормам, не объяснил, что красть – не только нехорошо, но и наказуемо. Конечно, педагог не обязан быть психологом, но если в его классе завелся клептоман, это бросает тень на его профпригодность. Если объяснить педагогу существование такой вот косвенной связи, он наверняка не откажется помочь в поисках пропажи, провести воспитательную беседу и использовать свой авторитет для решения проблемы. Впрочем, хороший педагог и сам прекрасно понимает свою задачу, и если учитель изначально не пошел вам навстречу, значит, он просто не на своем месте, и есть смысл перевести ребенка в другой класс. Правда, украденные вещи при этом сами собой – увы! – не вернутся.
Аналогичное решение справедливо и относительно телесных повреждений. Если вашего ребенка избили, речь о косвенной вине педагога уже не идет, так как та же должностная инструкция прямо возлагает на него ответственность за безопасность жизнедеятельности учащегося на период занятий. Однако что толку в том, что школьный педсовет пожурит некомпетентного учителя? Даже если директор его уволит, а районное отделение образования сделает так, что на работу в другую школу такого преподавателя не возьмут, даже если вы подадите гражданский иск в суд, от этого синяки вашего ребенка магическим образом не исчезнут. И ничто из перечисленного выше не застрахует его от новых нападок, если классный руководитель не пользуется авторитетом у своих подопечных.
Но если причиненный вам моральный ущерб жаждет отмщения – другой вопрос. Идите к директору, пишите жалобу, пусть выносит вопрос о профнепригодности такого классного руководителя на заседание педагогического совета. Даже если вас на «посиделки» не приглашают, правила делопроизводства обязывают вести протокол таких собраний – можете смело требовать выдержку из него, и если дисциплинарное взыскание не покажется вам достаточно суровым по сравнению с причиненным ущербом, можете отправиться с повторной жалобой уже в районо.
Заявление в милицию
Если ваш ребенок вернулся из школы без новенького мобильного телефона, напишите заявление в милицию. Конечно, это легче сказать, чем сделать, но иногда сурового вида следователя хватает для того, чтобы украденную вещь подбросили на прежнее место. На практике доблестные охранники правопорядка действительно неохотно связываются с такими делами. Но пусть они убеждают вас в бесперспективности процессуальных действий, угрожающих статистическим показателям раскрываемости их отдела – не принять заявление они не имеют права. Не искать телефон – тоже. Иначе жалуйтесь в прокуратуру. Конечно, такие действия всегда отнимают много времени и не всегда приводят к желаемому результату, но под лежачий камень, как известно, вода не течет.
Резюме
Истории известен целый ряд философов, по разным причинам выступавших против общественно-образовательных институтов. Возможно, они не были так уж неправы, утверждая, что школы оказывают тлетворное действие на неокрепшие юные умы?
Из всего вышесказанного, конечно, можно сделать вывод, что среднестатистический школьник беззащитен и уязвим, но именно такое положение дел, если подумать, формирует его в конечном итоге как зрелую личность. Конечно, ситуация с охраной и гардеробами в школах говорит в пользу реформ обеспечения образовательного процесса, однако чтобы инициировать их, нужно начать с элементарных жалоб. Это только на первый взгляд кажется, что такая постановка вопроса – пустая трата времени и сил. Но именно потому, что большинство родителей предпочитают покупать новые вещи взамен украденных, Министерство образования и пребывает в блаженном неведении относительно таких вот элементарных проблем.
Что же касается учителей, то не все они получили дипломы с отличием – среди них, как и в любой другой профессии, есть мастера своего дела и бездари, и очень может быть, что не поставь вы ребром вопрос о профнепригодности такого учителя, никто кроме вас этого не сделает.
Катерина Бутовченко,
«Судебно-юридическая газета»