Давно ни для кого не секрет, что жилищно-коммунальное хозяйство Украины нуждается в глубоких реформах. Люди очень недовольны качеством ЖК-услуг, а попытки властей реформировать эту отрасль до сих пор были достаточно вялыми и не приносили желаемых результатов.
Наболевшая проблема
На расширенном заседании Кабинета министров, состоявшемся 2 июня 2011 г., было принято решение о создании Рабочей группы по разработке концепции реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Эту группу возглавил первый вице-премьер-министр, министр экономического развития и торговли Андрей Клюев. В ее состав вошли руководители министерств и ведомств, главы областных государственных администраций и мэры городов.
Хочется воскликнуть: «Ну, наконец-то! Все страны бывшего СССР давно проводят реформу ЖКХ. Например, в России уже планируется ее третий этап – первый был в 1995 г., а второй – в 2005 г.». Но восклицать так не стоит. Дело в том, что Законом «О внесении изменений в Закон Украины «Об общегосударственной программе реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства на 2004–2010 годы» была утверждена программа реформирования ЖКХ до 2014 г. Этой программой предусмотрены конкретные меры по реформированию ЖКХ, а объемы ее финансирования должны превышать 23,4 млрд грн. И, в принципе, непонятно, к чему создавать очередную комиссию, а не выполнять уже намеченные и утвержденные меры.
Кстати, 1 июня Президент Украины Виктор Янукович своими Указами уволил вице-премьер-министра, министра регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины Виктора Тихонова и его первого заместителя Юрия Хиврича. В министерское кресло сел донецкий губернатор Анатолий Близнюк, которому теперь придется разгребать проблемы ЖКХ и заниматься вопросами его реформы. А проблем в этой сфере предостаточно, и невозможно охватить весь их спектр в одной статье. Поэтому остановимся лишь на нескольких.
Почему тормозится создание ОСМД?
Одной из наиболее острых проблем в сфере ЖКХ являются взаимоотношения между покупателями и продавцами жилищно-коммунальных услуг. Успешный опыт некоторых стран бывшего соцлагеря (например, Польши) показывает, что эффективнее было бы создавать объединения сособственников жилья и отказываться от услуг ЖЭКов. И в Украине еще в 2001 г. был принят Закон Украины «Об объединении сособственников многоквартирного дома» (далее – Закон об ОСМД). Однако на практике в переходе к таким объединениям существует ряд проблем.
Например, если жильцам нового дома объединяться в ОСМД выгодно, то людям, проживающим в старом, выгоды от этого никакой. Ведь старый жилфонд находится в плачевном состоянии, а капитально отремонтировать его своими силами жильцам, конечно, не под силу. К слову, стоимость капремонта старого дома может составлять несколько миллионов гривень. Как жильцам дома собрать такие деньги или получить кредит? В Законе об ОСМД предусмотрено, что бывший собственник, на балансе которого пребывал дом до передачи на баланс ОСМД, обязан принимать участие в организации и финансировании первого после передачи капитального ремонта (ч. 1 ст. 24 Закона об ОСМД). Но если бывший балансодержатель готов это сделать, что мешало ему сохранять дом в надлежащем состоянии до этого? Посмотрев на наши ЖЭКи, ответ найти нетрудно. А если вспомнить состояние наших бюджетов, так же легко догадаться, что и на помощь со стороны государства рассчитывать не приходится. Кстати, дома-то находятся на балансе ЖЭКов, но являются объектами коммунальной собственности. А значит, все упирается именно в бюджетные деньги, которых, как известно, никогда ни на что не бывает достаточно. И передача старого жилфонда на баланс ОСМД при такой ситуации – это просто перекладывание проблем на плечи жильцов.
Конечно, можно говорить и о привлечении инвестиций в ЖКХ. Но, как известно, частному капиталу интереснее более рентабельные и менее запущенные отрасли. Поэтому в настоящее время на рынке ЖК-услуг инвестиции практически отсутствуют. А чтобы инвестор пришел, он должен хотя бы понимать правила игры. Следовательно, нужно создавать прозрачные механизмы, и начинать, прежде всего, с нормативно-правовой работы. Кроме того, важно понимать, что частные инвесторы будут нацелены на являющихся монополистами поставщиков ЖК-услуг, а не на потребителя, и существует риск, что в результате произойдет просто смена лиц, контролирующих теплосети, водоканалы и т. д. Чтобы этого не случилось, и необходима жилищная реформа, которая означала бы внедрение четких и прозрачных правил взаимоотношений потребителя с поставщиками услуг. Но мы удивительным образом до сих пор живем по советскому Жилищному кодексу, хоть за 20 лет независимости Украина успела принять все возможные кодексы, в т. ч. и те, которых ранее не существовало (Налоговый, например).
Тарифный просчет
Не менее острой проблемой ЖКХ является расчет тарифов на электричество, воду, газ, тепло и прочие услуги. При этом если ОСМД имеет право выбрать организацию, которая будет обслуживать дом (проводить капитальные и текущие ремонты, убирать территорию, вкручивать лампочки в подъездах), то поставщиков электричества, воды, газа и тепла выбирать не приходится – они монополисты. Соответственно, цены их услуг конкуренцией не ограничены. А тарифная государственная политика является сегодня одним из самых обсуждаемых вопросов – доходы населения падают, повышается уровень безработицы (особенно ярко это было видно во время финансово-экономического кризиса), а тарифы при этом растут как грибы после дождя. Все это вызывает критику в обществе. Кроме того, нельзя не отметить, что тарифы на электроэнергию и газ едины для всей Украины, а стоимость тепла, горячего и холодного водоснабжения существенно отличается по регионам. Так, например, в Черновцах за воду жильцы, у которых установлены счетчики, платят по 4,63 грн за 1 кубометр, а в Виннице – по 1,56 грн (информация по состоянию на 01.06.2011). При этом тарифы утверждаются разными органами власти.
Впрочем, действующая власть намерена устранить такую разницу в тарифах по стране. Для этого был принят Закон «О государственном регулировании в сфере коммунальных услуг». Согласно этому Закону, создана соответствующая Национальная комиссия, одной из задач которой является установление тарифов на коммунальные услуги для субъектов природных монополий и субъектов хозяйствования на смежных рынках (п. 2 ст. 5 этого Закона). Собственно, речь идет не об установлении единых тарифов для поставщиков ЖК-услуг, а о едином порядке формирования этих тарифов. В связи с этим 01.06.2011 Кабмином было утверждено постановление №869 «Об обеспечении единого подхода к формированию тарифов на жилищно-коммунальные услуги», которое вступило в силу 18 августа. Документом предусматривается порядок формирования следующих тарифов: 1) на тепловую энергию, ее производство, транспортировку и поставку, услуги централизованного отопления и поставки горячей воды; 2) на централизованное водоснабжение и водоотвод; 3) на услуги по содержанию домов, сооружений и придомовых территорий; 4) розничного тарифа на электроэнергию; 5) установления розничных цен на природный газ для населения.
Но что, по идее, должно произойти после пересчета тарифов по новым правилам? Сразу можно сказать, что разницу в тарифах это устранить не поможет. Будут установлены единые подходы к расчету себестоимости производства ЖК-услуг и единая методология расчета тарифов на ее основе. Но сама эта себестоимость в разных регионах и на разных предприятиях различна – в зависимости от того, например, используется устаревшее или новейшее оборудование. Эксперты утверждают, что тарифы в результате внедрения новой методики станут более прозрачными и понятными, но обывателя, в принципе, это мало волнует – важнее то, что они, по всей вероятности, станут еще выше. Впрочем, их еще никто не пересчитывал, так что, как говорится, поживем – увидим.
Вместо заключения
Конечно, очень хочется надеяться, что власти, наконец, отвлекутся от бесконечных обсуждений проблемы, разработки концепций, проведения разного рода собраний, заседаний и т. д. и начнут предпринимать реальные меры по реформированию ЖКХ, что дело все же сдвинется с мертвой точки, и украинцы наконец-то почувствуют реальные результаты реформ. И дай Бог, чтобы эти результаты носили позитивный и продуктивный характер, а не просто переложили на наши плечи застаревшие проблемы, корни которых кроются во временах СССР и, как следствие, в совдеповском мышлении, возможно, мешающем и нам, и реформаторам.
Иван Правдин,
«Судебно-юридическая газета»