Чтобы в 2012 г. не столкнуться с кризисом судебной власти, государству нужно срочно увеличить финансирование судов
Одним из наиболее значимых вопросов осени для всего государства, безусловно, является содержание главного финансового документа страны на 2012 г. Не являются исключением и судьи. Вместе с тем, на данный момент прогнозировать окончательный результат финансовых переговоров никто не берется. Особенно, что касается обеспечения Фемиды.
Напомним, что при формировании бюджетного запроса на 2011 г. Государственная судебная администрация Украины осуществляла расчеты относительно судейского вознаграждения согласно действующим на момент его подготовки нормам Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей», а не старого Закона «О статусе судей». Впоследствии, в связи с тем, что в 2011 г. новый механизм формирования размера заработной платы так и не ввели, ГСАУ произвела перерасчет судейского вознаграждения, но это никак не отразилось на объемах финансирования – ЗУ «О Государственном бюджете Украины на 2011 г.» уже был принят на базе первоначальных сумм, и менять его никто не собирался. При этом, как отметил первый зампредседателя ГСАУ Иван Балаклицкий, даже в судебной администрации до последнего момента не знали, какие цифры будут заложены в итоговый вариант бюджета. Не совсем хорошо отразились на судах и операции «деления»: Минфин заложил объем финансирования на фактическую численность судей и работников судов, а ГСАУ, получив средства, распределила их на штатную.
Проект Государственного бюджета Украины на 2012 г. должен быть представлен в Верховную Раду до 15 сентября – и будет подан Кабмином в установленный срок, исходя из слов спикера ВР. Таким образом, в скором времени заветные цифры станут известны всем. Что ожидает судей в финансовом плане в следующем году, выясняла «Судебно-юридическая газета».
Всем известны случаи, когда бюджет не то что не представляли своевременно, а голосовали с полугодовой задержкой. Впрочем, спикер ВР Владимир Литвин 9 сентября пообещал, что в этом году все произойдет в надлежащий срок. Его слова подтвердил и первый вице-премьер-министр Андрей Клюев. Таким образом, на этой неделе должно начаться активное обсуждение: кто, в каком размере и за какие заслуги получит от государства финансовое обеспечение.
Для обеспечения судов одним из важнейших шагов стало принятие ВР долгожданного Закона «О судебном сборе», которым предусмотрено зачисление судебного сбора в спецфонд Госбюджета. Государственная судебная администрация прогнозировала, что в этом случае поступления в спецфонд, из которого финансируются расходы судов, могут увеличиться примерно до 2 млрд грн. Как отметил председатель ВССУ Леонид Фесенко, этот закон изменит порядок финансирования судов по остаточному принципу, который действовал на протяжении последних 20 лет. Главные распорядители средств смогут использовать их на обеспечение надлежащих условий для полноценного осуществления правосудия, в т. ч. на улучшение материально-технической базы судов, которая, как известно, находится в плачевном состоянии.
На что пойдут деньги от судебного сбора?
В конце августа, по данным «Судебно-юридической газеты», началось активное обсуждение того, что за счет поступлений от судебного сбора будет обеспечиваться также оплата труда судей и работников аппарата местных и апелляционных судов: их полностью либо частично переведут на финансирование из спецфонда. Впрочем, как сказал нашему корреспонденту собеседник, компетентный в этом вопросе, суд не является хозрасчетной организацией, и невозможно, чтобы судьи зависели от того, сколько граждане будут платить за реализацию своего права на судебное рассмотрение. Цель ЗУ «О судебном сборе» – обеспечивать условия осуществления правосудия, и деньги от него должны идти непосредственно на улучшение материально-технической базы судов. По последней информации, на сегодня в этой дискуссии поставлена точка – содержание судей будет финансироваться только за счет общего фонда бюджета. Однако остается высокой вероятность, что средства от сбора будут идти на оплату труда работников аппарата судов. В целом, как подчеркивает наш собеседник, такой ход был бы правильным – в сложившихся непростых условиях работников аппарата судов нужно хоть как-то стимулировать.
А стимулировать их будет непросто – по крайней мере, работников админсудов. Как известно, админсуды в основном рассматривают споры неимущественного характера по обжалованию решений, действий или бездеятельности органов госвласти или местного самоуправления. Оплата за подачу иска по неимущественному спору составит около 30 грн. Таким образом, неизвестно, насколько поступления от сбора покроют финансовый голод.
Отметим, что на сегодняшний день предлагаются различные варианты экономии средств спецфонда. В частности, председатель Совета судей Украины Ярослав Романюк озвучил такой вариант, как отказ от внесения в Единый госреестр судебных решений отдельных категорий судебных актов, а именно – процессуальных определений, которые не имеют отношения к сути спора.
Зарплата по новой процедуре
Как уже было сказано, судебная реформа 2010 г. в части финансовых гарантий для судей оказалась не совсем полноценной. В качестве главного аргумента при отмене льгот и множества доплат к должностному окладу судей звучало то, что все неудобства будут компенсированы за счет высокой зарплаты. Сначала речь шла о 15 минимальных зарплатах, позже – об их постепенном увеличении: от шести и выше с каждым годом. Но из-за отсутствия надлежащего объема средств в 2010 г. Кабмин решил рассчитать судейское вознаграждение по старым правилам. Если сравнивать динамику средней зарплаты работников судебной системы за 2008–2011 гг., то, к примеру, председатели судов в 2008 г. получали 9 289 грн, а в 2011 г. – 8 145, судьи – 7 615 и 6 687 грн соответственно. Отметим, что указана «средняя температура по больнице», так как размер вознаграждения в различных судах даже одного уровня зависит от выделенных на него ассигнований. Очевидно, что это никак не способствовало повышению работоспособности представителей Фемиды.
Останется ли Фемида в 2012 г. «бедной родственницей»? Председатель ГСАУ Руслан Кирилюк, выступая на Конференции судей общих судов 9 сентября, опроверг такой вариант развития событий. По его словам, расходы на суды увеличатся. Правда, о конкретных цифрах речь не шла – г-н Кирилюк назвал процентное соотношение между нынешней и будущей ситуацией.
У админсудов появилась надежда
Проблема финансового дефицита характерна для всей судебной системы, в т. ч. для админюстиции. Например, по сравнению с судами хозяйственной юрисдикции они профинансированы значительно хуже, хотя нагрузка у них отнюдь не меньше. По словам председателя ВАСУ Александра Пасенюка, качественное судопроизводство невозможно без надлежащего финансирования. А отсутствие бюджетных средств на почтовые услуги, конверты, бумагу нарушает конституционные права граждан, поскольку сторонам по делу не направляются уведомления, процессуальные документы. Также глава суда отметил, что на сегодня текущие расходы на содержание админсудов удовлетворяют минимальную потребность только на 50%. Поэтому с полной уверенностью можно сказать, что суды админюстиции находятся в незавидном положении из-за недостатка финансирования и справляются в большинстве своем с поставленными задачами по осуществлению правосудия благодаря сплоченным коллективам, преданности своей работе, профессионализму как судей, так и работников суда.
Эту позицию подтвердил и председатель Совета судей админсудов Украины Николай Кобылянский: «В период мирового финансового кризиса наши суды вошли финансово неукрепленные, не обеспеченные помещениями, оргтехникой и другим оборудованием, необходимым для исполнения задач, поставленных законом. Окружные административные апелляционные суды смогли исполнять свои обязанности, возложенные на них законом, только благодаря пониманию и напряженной работе коллективов».
Сейчас для нормального обеспечения админсудов только помещениями, по предварительным расчетам, необходимо порядка 50 млн грн, из которых в последнее время из госбюджета было профинансировано только 27,6 млн грн. Эти цифры озвучены председателем ГСА Р. Кирилюком. Но можно сказать, что надежда появилась. На 2012 г. в рамках различных показателей Минфином планируется увеличить финансирование судебной системы на 1,5 млрд грн. Что касается админсудов, то в 2012 г. их финансирование должно быть увеличено до 456,7 млн грн (в 2011 г. эта цифра составляла 263,6 млн грн), т. е. на 173%.
Оправдаются ли возложенные на главный финансовый документ страны ожидания и надежды работников судов, станет известно в скором времени.
Наталья Мамченко, Егор Желтухин
«Судебно-юридическая газета»
Комментарии:
Председатель ГСАУ Руслан Кирилюк:
– Мы знаем, что этот год был непростым для всего государства и для судебной системы в частности. Сошлось несколько факторов: и экономический кризис, и судебная реформа, которая требовала дополнительных расходов. На протяжении года ГСАУ неоднократно обращалась к Президенту, Комитету ВР по вопросам правосудия, КМУ, Минфину относительно неудовлетворительного финансирования судебной системы и увеличения ассигнований на ее содержание. В конце концов, было поручение Президента по этому поводу, и 14 июня был принят закон о внесении изменений в Госбюджет. Не все предложения ГСАУ, конечно, были учтены, но была решена проблема с расходами на оплату коммунальных услуг – на 100% для апелляционных (на 15,6 млн грн) и местных (31,7 млн грн) судов. Также нами было налажено сотрудничество с Госказначейством, и по состоянию на начало сентября удалось профинансировать все необходимые расходы, предусмотренные в законе о Госбюджете.
Благодаря ЗУ «О судебном сборе» бюджетный запрос на 2012 г. сформирован таким образом, что с нового года должна быть введена новая система оплаты труда судей – та система, которая предусмотрена ЗУ «О судоустройстве и статусе судей». В этом вопросе у нас с Минфином взаимопонимание. Поэтому в рамках уже доведенных граничных показателей Минфина мы планируем увеличение зарплаты в общих апелляционных судах на 203,7%, в местных – 152,6%. Общий фонд оплаты труда в общих судах должен увеличиться в среднем на 162,6%. Конечно, это вселяет оптимизм. В целом, исходя из доведенных до нас граничных показателей, расходы на судебную систему в 2012 г. увеличены на 50% сравнительно с предыдущим годом – на 1,5 млрд грн. Думаю, это будет способствовать решению вопросов относительно жилья для судей, автотранспорта и пр.
Зампредседателя ГСАУ Иван Балаклицкий:
– Вопрос относительно конкретных объемов финансирования судебной системы в 2012 г. пока что находится на рассмотрении у правительства. Из общего или специального фонда будут обеспечиваться расходы на судей – средства так или иначе на это идут народные. Главное, что решен стратегический вопрос о переходе на новую систему расчета зарплаты. Я имею в виду ст. 129 ЗУ «О судоустройстве и статусе судей», которой установлено, что с 1 января 2012 г. должностной оклад судьи местного суда устанавливается в размере 8 минимальных зарплат. Это уже наверняка – все расчеты к проекту Госбюджета проведены в соответствии с указанным Законом.
Председатель Апелляционного суда Киева Антон Чернушенко:
– Как известно, с 1 ноября вступит в силу ЗУ «О судебном сборе». Однако, по некоторым данным, сейчас в КМУ инициируется вопрос, чтобы средства от сбора сначала поступали Министерству финансов Украины, которое распределяло бы их на суды. Что касается финансирования расходов на оплату труда судей за счет поступлений от судебного сбора, то, на мой взгляд, это было бы неправильно. Это касается и обеспечения вознаграждения работников суда. Впрочем, неизвестно, сколько этих средств от судебного сбора будет поступать и хватит ли их на те цели, которые указаны в законе.