В последние годы украинцы ощутили острую необходимость в реформировании украинской системы правосудия. СМИ давно констатируют снижение доверия общества к судебной ветви власти. Повлияла ли на ситуацию судебная реформа? Мыслями о том, как обстоят дела у украинской Фемиды, и о путях выхода из сложившейся ситуации с нами поделился заместитель председателя Ассоциации судей и работников судов Украины Святослав Пограничный.
– Святослав Леонидович, на Ваш взгляд, можно ли уже говорить о прозрачности работы судебной ветви власти и отсутствии в ней коррупции?
– Разговоры о коррупционности судей уже вошли в привычку. Но всегда ли они оправданны? Возьмем, к примеру, случай в Шевченковском райсуде Киева (в марте этого года в суде разразился скандал: СБУ задержала четверых сотрудников суда по подозрению в получении взятки – прим. ред.). Стоило этой истории попасть в СМИ, как в адрес судей полетели обвинения во взяточничестве. На самом же деле были задержаны четверо помощников судей, но при этом ни один из служителей Фемиды не был причастен к скандалу, против судей не было возбуждено ни одного уголовного дела. Но кому это интересно? Многие журналисты не утруждают себя выяснением таких «деталей» – был бы информационный повод. А ведь таким образом формируется имидж судебной системы. На мой взгляд, необходимо, чтобы СМИ освещали также и позитив, в частности, когда судьи выносят законные и справедливые решения, несмотря на оказываемое на них давление.
С 1 июля вступил в силу Закон «О принципах предотвращения и противодействия коррупции». Соответственно, внимание как к судьям, так и к другим представителям государственной власти возросло. Сами же судьи утверждают, что им стало проще работать – теперь им есть на что ссылаться, когда чиновники предпринимают попытки, показав «корочку», допустим, не стоять в той же очереди в канцелярию среди простых граждан. А когда нарушения действительно случаются, помимо правоохранительных органов, есть еще Высший совет юстиции – орган, который многое делает для повышения уровня работы судебной системы как путем отбора высокопрофессиональных кадров для судебного корпуса, так и тщательно проверяя факты возможных нарушений.
Кроме того, любой гражданин сейчас может обратиться с жалобой на поведение судьи в Высшую квалифкомиссию судей, решение которой может являться основанием для отставки судьи. Если бы журналисты посетили хотя бы одно заседание ВККС, они бы увидели, сколько у нее сейчас работы. По каждой жалобе дается заключение, и многих судей уже привлекли к дисциплинарной ответственности, в т. ч. и за нарушение сроков рассмотрения дел.
– Не так давно в адрес ВККС прозвучали обвинения в несправедливом проведении отбора кандидатов в судьи. Насколько они, на Ваш взгляд, оправданны?
– Обвинять всегда легко, когда не делаешь ничего сам. Высшая квалификационная комиссия судей провела громадную работу. Были определены принципы отбора кандидатов на должность судьи впервые, в срок приняты соответствующие документы, на должном уровне созданы условия для сдачи экзамена. Думаю, места в судах займут действительно достойные кандидаты. А что касается справедливости, то как Вы думаете, если бы каждый из прошедших отбор кандидатов заранее знал, какое место в каком суде его ожидает, происходило ли бы с их стороны такое активное обсуждение? У них возникает масса вопросов, о чем свидетельствуют те же интернет-форумы. Думаю, ВККС в данном случае провела отбор честно, непредубежденно, а какие-либо недочеты в организации будут устранены в дальнейшем, ведь процедура эта для всех новая. Заявления же отдельных политиков нельзя назвать ничем иным, как политическим пиаром.
– Какие, на Ваш взгляд, основные изменения произошли в судебной системе за этот год?
– Принятие Закона «О судоустройстве и статусе судей» стало отправной точкой реформирования судебной системы. В частности, серьезно активизировалась работа судейских органов самоуправления. Сегодня те же советы судов анализируют проблемы каждого суда, ищут решения и пытаются исправить ситуацию. Отдельная тема – внедрение электронного делопроизводства и автоматизированного распределения дел в общих судах, основной целью которого было ограничение вмешательства со стороны руководства судов в процесс распределения дел. Таким образом был упразднен механизм, при котором дела попадали «нужному» судье.
Постепенно суды движутся в этом направлении, однако не без трудностей. И главная из них – это отсутствие должного финансирования. Отсюда и проблемы с техническим обеспечением, а как результат – колоссальная нагрузка на суды и судей, что в результате приводит к несвоевременному рассмотрению дел. А это, конечно, вызывает недовольство граждан. В данном случае обвинения судей – ложные. Первый этап судебной реформы обнаружил в работе судов как положительные, так и отрицательные моменты. За один год исправить все недочеты, естественно, невозможно, как и перевернуть представления общества о Фемиде. На мой взгляд, дело, как я уже говорил, только во времени. Практика применения Закона укажет правильный путь.
Беседовала Наталья Мамченко,
«Судебно-юридическая газета»