Одной из важных для нашего общества является проблема взаимоотношений потребителей и исполнителей жилищно-коммунальных услуг. Законодательство Украины четко регулирует взаимоотношения сторон – участников этого рынка. Их права и обязанности закреплены в Законе Украины «О жилищно-коммунальных услугах» от 24.06.2004 (далее – Закон). Главной обязанностью исполнителя жилищно-коммунальных услуг является предоставление их потребителю, а последний должен своевременно вносить плату за них. Несмотря на правовое регулирование ситуации, между сторонами нередки случаи конфликтов. Связанно это, в первую очередь, с взаимными обвинениями сторон в неисполнении своих обязательств, закрепленных в правовых нормах.
Основным поводом для претензий, направляемых в адрес исполнителей жилищно-коммунальных услуг, является недовольство граждан Украины качеством предоставляемых им услуг. Большинство централизованных систем, при помощи которых в наших домах предоставляются жилищно-коммунальные услуги, построены еще в советские времена и уже давно выработали эксплуатационный ресурс. Низкое финансирование из бюджета, а также отсутствие целостной и последовательной политики государства в этом вопросе не позволяют обновить мощности ЖКХ. Как следствие, заметно ухудшается качество жилищно-коммунальных услуг. Выражая свое естественное возмущение этим фактом, но не зная, как вести себя в подобной ситуации, многие граждане попросту перестают платить за жилищно-коммунальные услуги, что является нарушением правовых норм Украины (ст. 525 ГК Украины). Исходя из этого, считаем нужным пояснить порядок оформления претензий к исполнителям жилищно-коммунальных услуг.
Если потребитель получает некачественные жилищно-коммунальные услуги (не в полном объеме или вообще их не получает), он может направить исполнителю таких услуг письменную претензию (ст. 18 Закона). Для этого нужно обратиться к исполнителю и пригласить его представителей к себе домой для составления акта-претензии, в котором будут указаны сроки, виды и показатели нарушений. Представитель исполнителя должен явиться на вызов потребителя не позднее срока, указанного в договоре о предоставлении жилищно-коммунальных услуг. В силу того, что письменные договоры с потребителями, несмотря на прямую норму закона, на практике заключаются не всегда, сроком, в течение которого представители должны прибыть к потребителю, можно считать 2–3 дня.
После составления акта-претензии в двух экземплярах он обязательно должен быть подписан сторонами. В случае неявки представителя исполнителя в течение указанного срока или необоснованного отказа от подписания акта-претензии акт считается действительным, если его подписали не менее двух потребителей жилищно-коммунальных услуг. После этого такой акт-претензия подается исполнителю, который в течение трех дней должен решить вопрос о перерасчете платежей за некачественные услуги. Исполнитель имеет право отказать потребителю в компенсации, если он считает требования последнего необоснованными (ч. 4 ст. 18 Закона). Споры относительно удовлетворения претензии решаются в судебном порядке.
Некоторые юристы считают, что при отсутствии письменного договора о предоставлении услуг ЖКХ права и обязанности сторон не возникают. Очевидно, что такая позиция не совсем соответствует действительности. Обязанность потребителя оплачивать полученные коммунальные услуги четко закреплена в ст. 20 ЗУ «О жилищно-коммунальных услугах». В подтверждение этой позиции можно привести пример из судебной практики.
Так, коллегия судей Судебной палаты по гражданским делам Апелляционного суда Ивано-Франковской области рассмотрела апелляционную жалобу Лица_1 на решение суда первой инстанции о взыскании задолженности по коммунальным услугам. Свою позицию Лицо_1 обосновало тем, что оно не заключало договор о предоставлении коммунальных услуг. Изучив материалы дела, коллегия судей решила, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, так как на протяжении нескольких лет Лицо_1 пользовалось коммунальными услугами. Согласно действующему на тот момент законодательству, Лицо_1 могло отказаться от получения коммунальных услуг, подав соответствующее заявление об отключении от услуги. Но Лицо_1 таких действий не осуществило, продолжая получать коммунальные услуги. Такие действия, согласно ч. 1 ст. 11 ГК Украины, порождают гражданские права и обязанности сторон. Именно поэтому коллегия судей Апелляционного суда Ивано-Франковской области своим Определением от 2 июня 2006 г. отклонила апелляционную жалобу Лица_1. Ведь если лицо потребляет жилищно-коммунальные услуги, между ним и исполнителем этих услуг возникают договорные правоотношения.
В судебной практике встречаются примеры, когда потребители, недовольные качеством получаемых коммунальных услуг, проявляют инициативу и подают иск против исполнителя. Так, Решением Киевского райсуда Донецка от 27 апреля 2007 г. по делу №2-1057/07 суд частично удовлетворил иск потребителя против исполнителя коммунальных услуг. Потребитель жаловался на то, что, несмотря на наличие письменного договора с исполнителем, коммунальные услуги предоставляются не в полном объеме и при этом не производится перерасчет платы за них. В суде было доказано, что исполнитель выполнял свои обязательства перед потребителем не надлежащим образом, с нарушением режима и количества, установленных законодательством Украины, что подтверждается актами об отсутствии коммунальных услуг.
Решением же Снежнянского горсуда Донецкой области от 3 сентября 2010 г. по делу №2-2313/2010 суд частично удовлетворил иск потребителя против исполнителя, который не выполнял своих обязательств по поставке коммунальных услуг. Вследствие таких действий имуществу потребителя был нанесен вред, возмещения которого он требовал. Суд признал, что исполнитель ненадлежащим образом выполнял свои обязанности, предусмотренные Законом, и исходя из этого с учетом документов, подтверждающих расходы потребителя, направленные на восстановление своего имущества, с исполнителя был взыскан материальный ущерб.
Эти примеры подтверждают, что зная свои права и имея желание их защищать, любой потребитель может добиваться справедливости.
Второй важной проблемой жилищно-коммунального хозяйства является платежная дисциплина потребителей. Вследствие систематической неоплаты некоторыми из них полученных жилищно-коммунальных услуг образуется задолженность, накопление которой не позволяет исполнителям направлять нужные средства на обновление централизованной системы жилищно-коммунального хозяйства, что напрямую влияет на качество услуг. Это, в свою очередь, затрагивает интересы добросовестных потребителей услуг, у которых из-за дальнейшего ухудшения качества обслуживания может измениться отношение к обязанности по их оплате. Таким образом, получается замкнутый круг, когда наличие задолженности не позволяет исполнителю улучшать качество предоставляемых услуг, а потребители, получая некачественные услуги, не желают их оплачивать. Решение этой дилеммы требует комплексного, последовательного и своевременного регулирования со стороны руководства страны.
Иван Правдин, «Судебно-юридическая газета»
**Инфосправка**
Кто и почему не платит за услуги ЖКХ
Анализируя причины появления задолженности за жилищно-коммунальные услуги, можно выделить несколько основных категорий потребителей, которые имеют долг по оплате таких услуг:
· лица, которые не платят из-за наличия претензий к качеству или стоимости коммунальных услуг;
· лица, которые не имеют возможности оплачивать коммунальные услуги в силу своих низких доходов;
· лица, которые имеют возможность платить, но не платят в силу низкого уровня своей правовой культуры и наличия нигилизма.
Рассмотрим указанные выше категории более подробно.
Первая категория потребителей характеризуется тем, что не желает оплачивать жилищно-коммунальные услуги вследствие их завышенной стоимости (по мнению самих потребителей) или претензий к качеству таких услуг. Согласно ст. 20 ЗУ «О жилищно-коммунальных услугах», потребитель имеет право получать информацию о стоимости, структуре цены/тарифа, нормах потребления. В то же время непрозрачность формирования тарифов, а также проблемы с реализацией права на получение полной информации о стоимости услуги не позволяют гражданам Украины быть уверенными в справедливости формируемых тарифов. По нашему мнению, пересмотр порядка формирования стоимости жилищно-коммунальных услуг позволит существенно изменить такую ситуацию.
Ко второй категории неплательщиков относятся лица с доходами, не позволяющими оплачивать коммунальные услуги. Из ныне существующих способов решения проблемы наиболее действенным является оформление такими лицами субсидии. Так, согласно Положению о порядке назначения и предоставления населению субсидий для компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, покупки сжиженного газа, твердого и печного бытового (жидкого) топлива, которое было утверждено Постановлением КМУ от 21 октября 1995 г. №848, субсидия назначается при наличии разницы между размером платы за жилищно-коммунальные услуги и размером определенного Кабинетом министров Украины обязательного процента платежа. Такой размер обязательного процента установлен в Постановлении КМУ от 27 июля 1998 г. №1156 и составляет 15% среднемесячого общего дохода.
Третья категория лиц, имеющих задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг, акцентирует наше внимание на еще одной важной проблеме нашей страны – это правовой нигилизм и отсутствие правового сознания у отдельных граждан. Как показывает практика, основным способом влияния на такую категорию потребителей является донесение до них информации о неотвратимости наступления правовой ответственности за невыполнение ими своих обязательств. В регионах Украины для борьбы с этой группой неплательщиков используют разные способы. Например, у подъездов многоквартирных домов размещаются доски позора, на которых вывешиваются списки жильцов, имеющих задолженность за жилищно-коммунальные услуги.
Но наиболее действенным способом борьбы с должниками является принудительное взыскание задолженности по оплате за жилищно-коммунальные услуги в судебном порядке. Так, Решением Калиновского райсуда Горловки Донецкой области от 10 июля 2007 г. по делу №2-1460/07 с нескольких потребителей была взыскана задолженность, которая образовалась вследствие систематической неоплаты ими полученных коммунальных услуг. В некоторых случаях исполнители, помимо сумы непосредственной задолженности, пытаются взыскать и штрафные санкции.
Проблема задолженности за жилищно-коммунальные услуги является в наше время особенно актуальной, поскольку без ее решения невозможно комплексно рассматривать вопрос реформирования жилищно-коммунального хозяйства Украины. В то же время государству необходимо сбалансировано подходить к правовому регулированию взаимоотношений потребителя и исполнителя, чтобы ни у кого не возникало ощущения «игры в одни ворота». Помимо штрафных санкций за неисполнение своих обязательств, применяемых к нарушителям, необходимо использовать меры поощрения к добросовестным плательщикам по жилищно-коммунальным услугам. Все это в комплексе позволит нашему государству устранить диспропорции в финансировании ЖКХ Украины, а также выйти на новый уровень взаимоотношений его участников.