6 июня 2011 г. в Осло открылось очередное заседание Комитета ПАСЕ по юридическим вопросам и правам человека. В повестке дня заседания одним из плановых пунктов стоял вопрос обеспечения жизнеспособности Страсбургского Суда. В Европейском суде по правам человека накопилось значительное количество нерассмотренных дел (как на стадии определения приемлемости, так и фактического рассмотрения по существу), что подрывает уверенность в эффективности Суда и нарушает важный принцип судопроизводства – рассмотрение дел в разумные сроки. Только в октябре 2010 г. в ЕСПЧ было 126 200 нерассмотренных дел.
Участники заседания Комитета ПАСЕ по юридическим вопросам и правам человека обменялись мнениями со своим коллегой, председателем Комитета ВР по вопросам правосудия Сергеем Киваловым, который принял участие в работе заседания и выступил 7 июня с докладом по теме: «Обеспечение жизнеспособности Страсбургского суда: структурные недостатки в государствах-членах». С. Кивалов заявил, что причиной накопления нерассмотренных дел в Европейском суде по правам человека являются системные (общие) проблемы во многих государствах-членах Совета Европы. ЕСПЧ неоднократно указывал на эти проблемы: незаконное изъятие собственности, затягивание рассмотрения судебных дел, невыполнение вступивших в законную силу национальных судебных решений.
Сергей Кивалов отметил, что меры, предусмотренные в Рекомендации ПАСЕ 2006 г. (?1764), призывающей Комитет Министров Совета Европы усилить давление и принять более жесткие меры к государствам, длительное время не выполняющим решения Европейского суда по правам человека, оказались неэффективными. Также г-н Кивалов подчеркнул, что необходимо согласиться с одним из выводов, содержащихся в докладе, подготовленном председателем Комитета ПАСЕ по юридическим вопросам и правам человека г-ном Христосом Пургуридесом. Его вывод таков: «Проблемы, выявленные решениями Суда, являются крупными и сложными по своему характеру. Их решение может иногда выходить за рамки отдельного конкретного дела. Это может быть достигнуто только путем создания всеобъемлющей стратегии, координируемой на самом высоком политическом уровне. Любые задержки в создании такой стратегии должны быть предметом пристального контроля со стороны парламента, который должен иметь соответствующие средства, чтобы заставить правительство решить эти вопросы в первоочередном порядке».