Возможность защиты прав и законных интересов в суде в большинстве случаев зависит от соблюдения сроков, установленных для этого законом. Эти сроки предназначены, прежде всего, для пресечения злоупотребления правом на судебную защиту и для создания правовой определенности юридических действий через некоторый промежуток времени, а также для исключения возможных ошибок производства по истечении значительного промежутка времени, прошедшего после действия либо события, послужившего основанием для обращения в суд.
Общее правило – 6 месяцев для подачи иска
Согласно ст. 99 Кодекса административного судопроизводства Украины (далее – КАС Украины), административный иск может быть подан в пределах срока обращения в административный суд, установленного этим Кодексом или другими законами. Для обращения в административный суд за защитой прав, свобод и интересов КАС Украины установлен 6-месячный срок, который исчисляется со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав, свобод или интересов.
При этом ч. 3 указанной статьи предусмотрено, что КАС Украины и другими законами могут устанавливаться иные сроки для обращения в административный суд. Например, если законом предусмотрена возможность досудебного порядка решения спора и истец воспользовался этим порядком, для обращения в административный суд КАС Украины установлен месячный срок, который исчисляется со дня, когда истец узнал о решении субъекта властных полномочий по результатам рассмотрения его жалобы на решение, действия или бездеятельность такого субъекта. Для обращения относительно обжалования решения субъекта властных полномочий, на основании которого последним может быть заявлено требование о взыскании денежных средств, также устанавливается месячный срок.
Административный иск, предъявленный по окончании указанных сроков, остается без рассмотрения, если суд не найдет оснований для возобновления срока по заявлению истца.
Сроки оспаривания решений налоговых органов
В связи с вступлением в силу с 1 января 2011 г. Налогового кодекса Украины (далее – НК Украины) актуальным является вопрос урегулирования им как сроков оспаривания в порядке административного судопроизводства решений налоговых органов, так и сроков обращения налоговых органов с требованием о взыскании долгов с плательщиков налогов, а также соотношение этих норм с указанными выше нормами КАС Украины.
Процедура оспаривания решений контролирующих органов закреплена в ст. 56 НК Украины и предоставляет плательщику налогов право свободного выбора формы оспаривания таких решений в административном либо судебном порядке. Из комплексного анализа п. 56.18 ст. 56 НК Украины следует, что в нем урегулировано применение сроков оспаривания решения налогового органа в суде, а именно:
– с учетом требований ст. 102 Кодекса установлена длительность срока обращения в суд относительно незаконности налогового решения-уведомления – он составляет 1095 дней;
– установлен момент начала исчисления срока обращения в суд относительно незаконности налогового решения-уведомления – с момента получения такого решения;
– установлены границы продления срока в случае применения плательщиком налогов процедуры досудебного урегулирования спора – на срок, который фактически прошел с момента обращения плательщика с жалобой до даты получения им окончательного решения контролирующего органа по этому вопросу.
При этом НК Украины установлен месячный срок для обжалования налоговых уведомлений-решений, по которым до подачи искового заявления проводилась процедура административного обжалования (п. 56.19 ст. 56). Этот срок начинает исчисляться со дня, следующего за днем окончания процедуры административного обжалования. Таким образом, этот пункт регулирует те же правоотношения, что и абзац 2 п. 56.18 этой же статьи. Из анализа этих норм следует, что обе они должны применяться в случае применения плательщиком налогов досудебной процедуры административного обжалования.
В то же время п. 56.18 ст. 56 НК Украины определяет, что срок обращения в суд продлевается на период, который фактически прошел с момента обращения налогоплательщика с жалобой в контролирующий орган до момента получения им окончательного решения контролирующего органа, принятого по результатам рассмотрения жалобы, тогда как в п. 56.19 говорится, что месячный срок для обжалования только начинает исчисляться со дня окончания процедуры административного обжалования. Кроме того, если норма п. 56.18 определяет срок судебного обжалования налоговых уведомлений-решений путем отсылки к срокам давности, установленным ст. 102 НК Украины, то п. 56.19 прямо предусматривает, что соответствующий срок составляет один месяц.
Следовательно, пункты 56.18 и 56.19 ст. 56 НК Украины по-разному регулируют те же правоотношения и при этом противоречат друг другу. Таким образом, при обжаловании решений налоговых органов в порядке административного судопроизводства упомянутые законодательные нормы не могут применяться судами одновременно, и преимущество должно быть предоставлено одной из них.
Решение рассматриваемой законодательной коллизии предоставлено в письме Высшего административного суда Украины от 10.02.2011 №203/11/13-11, в соответствии с которым судам следует руководствоваться презумпцией правомерности решения налогоплательщика, предусмотренной п. 56.21 ст. 56 НК Украины. Эта презумпция предусматривает, что в случае, когда норма Налогового кодекса или иного нормативно-правового акта, изданного на его основании, или нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов допускают неоднозначную (множественную) трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, вследствие чего есть возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа, решение принимается в пользу налогоплательщика. Соответственно, при принятии искового заявления налогоплательщика административные суды должны руководствоваться указанным положением и применять именно норму п. 56.18 статьи 56 Налогового кодекса Украины как такую, которая предусматривает более длительный срок для обращения в суд (1095 дней), чем п. 56.19 этой же статьи (один месяц).
Если жалуется налоговая…
Что касается сроков обращения в административный суд налоговых органов с требованиями о взыскании налогового долга с налогоплательщика, то в связи с вступлением в силу НК Украины необходимо обратить внимание на следующие новации.
Прежде всего, установлен срок принудительного взыскания налогового долга – 1095 дней со дня его возникновения. Так, п. 102.1 ст. 102 НК Украины предусмотрено право налогового органа самостоятельно определять сумму денежных обязательств налогоплательщика в случаях, определенных Кодексом. При этом реализовать указанное право налоговая может не позднее 1095-го дня, следующего за последним днем граничного срока подачи налоговой декларации и/или уплаты начисленных денежных обязательств. Если в течение указанного срока контролирующий орган не определяет сумму денежных обязательств, налогоплательщик считается свободным от такого денежного обязательства, а спор относительно такой декларации и/или налогового уведомления не подлежит рассмотрению в административном или судебном порядке.
В то же время п. 102.2 ст. 102 НК Украины определены случаи, когда денежное обязательство может быть начислено или производство по делу о взыскании налога может быть начато без соблюдения срока давности, установленного в ч. 1 этой статьи. Согласно п. 102.4, если денежное обязательство начислено контролирующим органом до истечения срока давности, установленного п. 102.1, возникший в связи с отказом от самостоятельного погашения денежного обязательства налоговый долг может быть взыскан с налогоплательщика в течение следующих 1095 календарных дней со дня его возникновения. Если платеж взымается по решению суда, сроки взыскания устанавливаются до полного погашения такого платежа или признания долга безнадежным.
Комплексный анализ этих норм НК Украины дает основания утверждать, что указанные в ст. 102 Кодекса сроки в 1095 дней со дня возникновения налогового долга являются определяющими как для налоговой при предъявлении к налогоплательщику исковых требований о взыскании налогового долга, так и для административного суда при открытии производства по делу о взыскании соответствующего налога. При этом налогоплательщикам и контролирующим органам при обращении в суд с соответствующими требованиями необходимо учитывать, что применение установленных НК Украины сроков обращения в административный суд возможно только в отношении тех правоотношений, которые возникли после вступления Кодекса в силу, т. е. с 1 января 2011 г.
Юлия Божко, адвокат, партнер
юридической компании «Закон Победы»