Недавно случилось долгожданное событие – 18 мая 2011 г. в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект, представляющий новую редакцию ЗУ «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом». О серьезности заявленных изменений, представленных в проекте, в первую очередь говорит то, что в состав рабочей группы по его подготовке вошли представители Всемирного банка, Международной финансовой корпорации, Секретариата Кабмина Украины, Минюста, Минфина, Минэкономики, Фонда государственного имущества.
Мораторий с отсрочкой
Как известно, основными проблемами, с которыми сталкиваются участники процессов, связанных как с осуществлением восстановления платежеспособности, так и с признанием должника банкротом, на сегодняшний день являются длительность основных процедур, их затратность и низкий уровень так называемого индекса взыскания. Что, собственно, и должен исправить зарегистрированный в стенах Парламента законопроект.
Не обошел проект стороной и проблему недобросовестного использования введения моратория на удовлетворение требований кредиторов. Не секрет, что именно этот мораторий является предметом многочисленных манипуляций и ухищрений со стороны недобросовестных предприятий-должников. В частности, документом предлагается перенести введение моратория на удовлетворение требований кредиторов с момента поступления заявления о возбуждении производства по делу (т. е. фактически с момента возбуждения судом дела о банкротстве) на момент проведения подготовительного заседания. Таким образом, суд не будет вводить мораторий с момента, когда принял заявление о банкротстве и возбудил дело. Сделано это, как утверждают инициаторы законопроекта, с целью предотвращения причинения вреда лицу, в отношении которого подано заявление (на случай, когда указанные в заявлении обстоятельства проверкой не подтвердились), а также кредиторам, которые могут пострадать вследствие безосновательно введенного моратория.
Онлайн режим для дел о банкротстве
Усовершенствованы и процедуры выявления кредиторов. Приятно удивил современный подход к обнародованию информации. Так, в соответствии с предложенным проектом, предлагается, чтобы не позднее следующего дня со дня вынесения судом постановления о возбуждении производства по делу о банкротстве он самостоятельно размещал информацию о возбуждении такого дела на официальном веб-портале ВХСУ (официальное обнародование).
Следует отметить, что попытки сделать что-то подобное уже были в прошлом, однако существующая на тот момент база банкротств не оправдала себя, так как обновлялась несвоевременно. Кроме того, к этой базе совершенно не было привязки на законодательном уровне – срок в 30 дней, установленный для заявления кредиторских требований, все равно отсчитывался с момента публикации объявления в официальном печатном издании, которыми тогда попеременно были то «Урядовий кур’єр», то «Голос Украины». Так что в пользу таких изменений выступили требования современной деловой жизни. К примеру, сегодня только в Украине более 20 млн постоянных пользователей сети Интернет. Их количество в разы превышает число лиц, имеющих подписку на обозначенные газеты, общий тираж которых составляет всего 225 тыс. экземпляров. Информация о возбуждении производства по делу о банкротстве дополнительно может публиковаться на официальном сайте государственного органа по вопросам банкротства в сети Интернет, а также любым иным способом, который не запрещен законом.
Весьма новаторской по сравнению с действующими нормами является одна из статей проекта, содержащая в себе требования к Интернет-сайтам, которые используются при проведении аукционов в электронной форме (электронных торгов), а также при размещении объявлений о проведении аукциона и сведений о его результатах. Такие требования предполагают следующее: 1) технологические и программные средства должны обеспечивать всем желающим возможность поиска информации по дате размещения объявления с указанием даты и места проведения аукциона, видом имущества, ценой, видом заключаемого договора; 2) возможность круглосуточного (без ограничений и взимания платы) анонимного просмотра, копирования и распечатки информации на основе распространенных веб-браузеров и редакторов без необходимости применения специально созданных технологических и программных средств.
Ликвидаторам больше не надо получать лицензии
Наконец-то решен вопрос и относительно статуса арбитражных управляющих. В соответствии с пп. 2–3 ст. 4 законопроекта, арбитражные управляющие являются лицами, оказывающими публичные услуги, и не являются субъектами хозяйственной (предпринимательской) деятельности. Арбитражный управляющий (распорядитель имущества, управляющий санацией, ликвидатор) с момента вынесения постановления о назначении его арбитражным управляющим (распорядителем имущества, управляющим санацией, ликвидатором) до момента прекращения осуществления им соответствующих полномочий является служебным лицом предприятия-должника. То есть, если документ будет принят, лицам, желающим стать арбитражными управляющими, не нужно будет получать ни выписку из ЕГРПОУ, ни лицензию, как это было ранее. Одновременно проект предлагает исключить соответствующий пункт из ЗУ «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности».
Кредиторам сроки не помеха
Законопроект отменяет порядок, следуя которому, конкурсные кредиторы, пропустившие 30-дневный срок для подачи своих требований, лишались права на возврат долга, так как их требования автоматически считались погашенными. Изменениями предлагается: 1) позволить таким кредиторам заявлять свои кредиторские (имущественные) требования на любой стадии производства, но с включением (удовлетворением) таких требований в последнюю очередь; 2) требования кредиторов считать погашенными только после окончания процедуры банкротства (проще говоря, после ликвидации должника). Что касается текущих кредиторов, то удовлетворение их требований предполагается осуществлять исключительно в рамках производства дела о банкротстве.
Далее, что касается сроков распоряжения имуществом, процедур санации и ликвидации. Согласно действующему Закону «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом», предусматриваются такие сроки: 1) на стадии распоряжения имуществом сам срок процедуры не установлен, но распорядителя имуществом назначают на 6 месяцев, и этот срок может быть продлен; 2) санация (восстановление платежеспособности) не может превышать срок в 12 месяцев, но этот срок может быть продлен еще на 6 месяцев или сокращен; 3) срок ликвидации банкрота не может превышать 12 месяцев, но может быть продлен до 18 месяцев. Сами по себе сроки не являются длительными. Проблема заключается в том, что их часто затягивают, и это приводит к неэффективности упомянутых процедур.
Что же предлагается по этому вопросу в проекте? Сроки проведения санации и ликвидации не отличаются от установленных действующим законодательством: процедура санации вводится на срок, предусмотренный планом санации, но не более чем на 18 месяцев, а процедура ликвидации не может превышать 12 месяцев, но может быть продлена еще на 6 месяцев. Что касается проведения процедуры распоряжения имуществом, то срок ее проведения составляет 100 календарных дней, т. е. сокращается практически в два раза по сравнению с ныне установленным. Более того, если комитетом кредиторов не принято решение об одобрении плана санации и введении процедуры санации должника или о признании должника банкротом и об открытии ликвидационной процедуры, а также о заключении мирового соглашения, хозяйственный суд в течение 5 дней после окончания процедуры распоряжения имуществом должника принимает постановление о признании должника банкротом и об открытии ликвидационной процедуры. Таким образом, проект закона допускает при определенных обстоятельствах переход из стадии распоряжения имуществом в стадию ликвидации, что в ряде случаев должно содействовать более быстрому рассмотрению дел о банкротстве и, соответственно, поможет сократить количество злоупотреблений на почве несовершенного законодательства.
Существенные изменения коснулись и очередности удовлетворения требований кредиторов. Кроме стандартной очередности, проект устанавливает и внеочередное удовлетворение требований. В эту группу частично попадают кредиторы из первой очереди по старому закону, а также требования, связанные с работой арбитражного управляющего. Например, о выплате основного денежного вознаграждения арбитражному управляющему, о выплате дополнительного денежного вознаграждения управляющему санацией или ликвидатору в части 10% объема взысканных в пользу должника активов (возврат денежных средств, имущества, имущественных прав), которые на дату возбуждения производства по делу о банкротстве находились у третьих лиц. А уж только потом идет удовлетворение требований остальных шести очередей.
Хочется надеяться, что в случае принятия такого Закона применение его норм действительно поможет своевременно и более эффективно проводить процедуры по восстановлению платежеспособности предприятий. Но как будет на самом деле, покажут время и практика.
Егор Желтухин,
«Судебно-юридическая газета»