Когда 16 сентября 2010 г. на первом организационном заседании обновленного состава Высшей квалификационной комиссии судей Украины председателем Комиссии был избран судья ВСУ, Заслуженный юрист Украины Игорь Самсин, многие судьи вздохнули с облегчением. Ведь со вступлением в силу Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» функции ВККС значительно видоизменились – и назначение служителей Фемиды, и их увольнение с занимаемых должностей полностью перешло в сферу ведения данного органа. Естественно, быстрее всех в новых реалиях мог сориентироваться лишь человек с опытом работы на данной должности, потому альтернативы Игорю Леоновичу (возглавлявшему ВККС в 2006–2008 гг.), в общем-то, не предвиделось. Тем не менее, и ему многие вопросы пришлось решать, что называется, с нуля. Это касается и создания Национальной школы судей, и проблем взаимодействия с Высшим советом юстиции, и материально-технического обеспечения работы Комиссии. Что удалось сделать на данный момент и над чем членам ВККС предстоит еще поработать, в эксклюзивном интервью «Судебно-юридической газете» рассказал глава Высшей квалификационной комиссии судей Украины Игорь Самсин.
– Игорь Леонович, как Вы оцениваете результаты работы Высшей квалифкомиссии судей Украины с момента внедрения судебной реформы? Какие вопросы возникали в связи с новым порядком ее работы? Каким образом их удалось решить?
– Считаю, что за полгода работы ВККС в статусе постоянно действующего органа в системе судоустройства Украины достигнуты хорошие результаты. Комиссия стабильно работает, обрабатывается большой поток поступающих жалоб, изучаются материалы и готовятся соответствующие документы для принятия членами Комиссии решений. Приведу такие данные: по состоянию на конец апреля 2011 г. нынешний состав Комиссии принял более 600 решений, касающихся рекомендаций на избрание на должность судьи бессрочно, по которым Верховный Совет Украины избрал бессрочно 568 судей.
Пока еще актуальной остается проблема с помещениями для сотрудников Комиссии. Мы получили в свое распоряжение здание по улице Жилянской, однако этой площади на сегодня ощутимо мало, и сейчас решается вопрос о дополнительных помещениях. Приходится работать в стесненных условиях, есть определенные трудности и с материально-техническим обеспечением, связанные с финансированием, однако это никак не отражается на качестве и сроках работы коллектива ВККС.
– В последнее время возле здания ГСА, где находится часть аппарата Комиссии, можно было наблюдать очереди из кандидатов, желающих обрести статус судьи. Много ли заявлений поступило в ВККС?
– Да, при приеме документов от кандидатов на должность судьи впервые не обошлось без очередей. Прежде всего, количество принятых заявлений превзошло наши самые смелые ожидания – оно достигло 3600. Если в начале набора прием документов вели 13 сотрудников департамента по вопросам назначений, избрания и увольнения судей секретариата Комиссии, то в процессе мы мобилизовали еще 11 специалистов из других подразделений, поскольку в некоторые дни приходилось принимать более 200 человек. В связи с этим было принято решение при необходимости продлевать рабочий день до 20.00. Государственная судебная администрация пошла нам навстречу и выделила дополнительные помещения для работы. Со своей стороны, мы сделали все возможное, чтобы держать этот процесс под контролем и принять документы у всех заявителей.
Безусловно, опыт этого набора будет учтен при организационной подготовке к следующему.
– Как производится проверка документов, которые подают кандидаты в судьи? Возникают ли вопросы в ходе их приема в связи с тем, что такая практика пока не устоялась?
– В соответствии с требованиями Закона «О судоустройстве и статусе судей», предусматривающими необходимость проверки документов, которые подаются лично заявителем, специалисты Комиссии делали копии с оригиналов и заверяли их. При этом по записям в трудовой книжке сразу же проверялся стаж работы в сфере права, который по Закону должен быть не менее трех лет. В случае если какой-то документ отсутствовал или был оформлен не по образцу, кандидат имел возможность решить проблему до последнего дня набора.
Как выяснилось в процессе обработки документов, кандидатов, у которых возникли проблемы с подтверждением трехлетнего стажа в сфере права, оказалось немало, а некоторые даже не вполне понимали, что такое стаж в сфере права. Приходилось разъяснять заявителю, что по этой причине Комиссия может принять решение об отказе кандидату в допуске к набору. Конечно, если заявитель настаивал на принятии документов, его требование удовлетворялось. Затем в Комиссии провели повторную проверку комплектности документов и сверку данных.
– Когда стоит ожидать рассмотрения ВККС вопросов относительно предоставления рекомендаций к назначению на должность судьи впервые по новой процедуре?
– Мы планируем до конца этого года заполнить все вакансии. Напомню, их прогнозируется 686.
– В таком случае, как будет происходить этот процесс? Определен ли порядок прохождения кандидатами анонимного тестирования?
– 21 апреля на заседании Комиссии было утверждено положение о порядке сдачи кандидатами на должность судьи анонимного тестирования, в котором детально расписаны его условия и сама процедура. Это положение размещено на веб-сайте ВККС. Все кандидаты получили программу анонимного тестирования с указанием дисциплин, по которым формировались тестовые вопросы. Им предстоит в течение трех часов ответить на 100 тестовых вопросов по 12 дисциплинам.
Тот, кто успешно пройдет тестирование, получит право участвовать в следующем этапе отбора – сдаче квалификационного экзамена. В него входит не только тестовое, но и практическое задание, в котором предлагается ситуативное упражнение для проверки навыков и умений кандидата в применении закона – фактически ему предлагается составить проект процессуального документа на основе предусмотренных в задании исходных данных. Во время экзамена для всех кандидатов обеспечиваются равные условия относительно длительности, количества, содержания и степени сложности вопросов. И, безусловно, – строгая конфиденциальность на всех стадиях подготовки к экзамену.
После этих этапов успешно сдавший экзамены кандидат получает необходимое количество баллов и, соответственно, право быть зачисленным в кадровый резерв, а также получить определенное место в рейтинге кандидатов, претендующих на должность судьи. И, наконец, конкурс. В зависимости от места в рейтинге кандидат может участвовать в конкурсе на конкретную должность в конкретный суд. Победитель конкурса получит рекомендацию к назначению на должность судьи.
– Справляется ли Комиссия с тем количеством жалоб, которые поступают от граждан? Каков их основной характер?
– С момента вступления в силу Закона «О судоустройстве и статусе судей» в адрес Высшей квалификационной комиссии судей Украины поступило около 14 тыс. жалоб и заявлений о неправомерных действиях судей. Значительное их количество не содержит признаков дисциплинарных проступков, поскольку в них обжалуются действия, совершенные судьями при отправке правосудия, а по Закону отмена или изменение судебного решения не влечет за собой дисциплинарную ответственность судьи.
– В каких направлениях происходит взаимодействие ВККС с Высшим советом юстиции?
– Взаимодействие проходит конструктивно, в соответствии с положениями Закона. Готов утверждать, что в совместной работе разногласий с ВСЮ у нас нет.
– Тем не менее, ВСЮ отменяет некоторые решения ВККС и направляет на пересмотр. Нужно ли, на Ваш взгляд, законодательно обозначить случаи, когда Высший совет юстиции может отменить решение Высшей квалифкомиссии судей?
– Думаю, в этом нет необходимости. Во-первых, все материалы по кандидатам тщательно изучаются членами Комиссии, а на ее заседании принимаются во внимание все нюансы – в частности, показатели работы, морально-этические качества, интеллект, знания и умение ориентироваться в законодательстве. На этом основании принимается мотивированное решение. Во-вторых, ВСЮ отменил только два решения за весь период работы Комиссии в новом статусе, на что были свои аргументы и мотивация.
– На последнем заседании Комитета ВР по вопросам правосудия (20 апреля) народный депутат Святослав Олийнык предложил создать рабочую группу, которая проведет проверку деятельности Комиссии на предмет качества принятых ею решений. Насколько, на Ваш взгляд, такое предложение соответствует принципу сдерживания и противовесов государственной власти?
– Вы же прекрасно понимаете, что представляют собой полномочия Комиссии – рекомендации на избрание судьей, дисциплинарная практика и т. д. Добиться того, что все будут удовлетворены нашей работой, невозможно. Всегда кто-то будет недоволен. Примите во внимание и огромный поток жалоб на действия судей, на которые нужно не просто отписаться, а тщательно изучить ситуацию и принять мотивированное решение, чтобы избежать повторного их рассмотрения. Кроме того, мы открыты для общения с прессой и взаимодействия с общественностью – на каждом заседании Комиссии присутствуют представители средств массовой информации.
Что касается проверки деятельности Комиссии Комитетом по вопросам правосудия Верховной Рады Украины, пока мы официально не уведомлены об этом. Хочу сказать, что я готов аргументированно защитить работу своих коллег и коллектива Комиссии.
– На сегодняшний день в КСУ находится конституционное представление 54 народных депутатов, в котором поставлен вопрос о конституционности требования о прохождении спецподготовки в Национальной школе судей. Означает ли это, что если КСУ примет решение о его неконституционности, процесс по созданию НШС будет повернут вспять?
– Давайте не будем гадать на предмет решения в этом вопросе Конституционного Суда, а дождемся его. Что же касается специальной подготовки в Национальной школе судей, то важно понимать, что это не традиционное обучение студента в высшем учебном заведении. Обучать слушателей Школы будут преподаватели с огромным практическим опытом работы судьей. Речь, в первую очередь, идет о практике применения законов, повышении квалификации. А это, по моему мнению, должно сыграть позитивную роль в обеспечении судейского корпуса квалифицированными кадрами. Ведь сегодня, замечу, при рассмотрении жалоб очевидны проблемы, связанные с их профессиональной подготовкой. Считаю, что специальная подготовка судей необходима, ведь судопроизводство – это сфера деятельности, требующая постоянного самосовершенствования.
– Но ведь при этом Национальная школа судей – это орган, не подчиненный Министерству образования. Уже сейчас говорят о том, что в связи с этим могут возникнуть проблемы с формированием преподавательского состава, поскольку на этих специалистов не будут распространяться определенные гарантии, которые есть у преподавателей вузов. Насколько реально возникновения такой проблемы?
– В соответствии с Переходными положениями Закона «О судоустройстве и статусе судей», Кабмин принял постановление, в котором определены условия оплаты труда работников Школы. Документом предусматриваются доплаты за научную степень и ученое звание. Кроме того, в Законе прописано, что на научно-преподавательский состав и работников Школы распространяется действие Закона Украины «О научной и научно-технической деятельности». Уверен, что при должном финансировании проблем с формированием преподавательского состава не будет. Законодательная база для этого есть.
– И все-таки, в какие сроки планируется начать процесс по созданию Национальной школы судей?
– Национальная школа судей создана по решению Высшей квалификационной комиссии судей Украины 21 декабря 2010 г. На сегодняшний день уже избранно руководство Школы, утверждена концепция ее работы. Сейчас, в соответствии с Законом «О судоустройстве и статусе судей» и Указом Президента от 17 января нынешнего года, идет процесс присоединения Академии судей к Национальной школе судей. Все работники Академии, изъявившие желание работать в Школе, получили такую возможность. Без сомнения, постепенно Школа начнет функционировать на все 100 процентов.
– Позвольте затронуть и несколько практических моментов. ВККС привлекает судей к дисциплинарной ответственности за нарушение сроков рассмотрения дел. Каким образом определяется, был ли действительно нарушен разумный срок?
– Критерии оценки «разумности» срока рассмотрения дела являются общими для всех категорий дел. При рассмотрении дисциплинарного производства в отношении судьи берутся во внимание сложность дела, поведение заявителя, конфликтность сторон, затягивание при передаче или пересылке дела из одного суда в другой, непринятие судом мер с целью дисциплинировать стороны в деле, свидетелей и экспертов, повторное направление дела на дополнительное расследование или новое судебное рассмотрение и т. п. Должен отметить, что все решения, принятые Комиссией по таким делам, были обоснованны.
– Во многих случаях судьи, прося ВСЮ о возобновлении срока для подачи жалобы на решение ВККС, отмечают, что ВККС не уведомила их надлежащим образом. Действительно ли есть проблемы подобного рода?
– С такими проблемами мы не сталкивались, ведь Комиссия не рассматривает какие-либо вопросы без непосредственного участия судьи. Разве что он подал ходатайство о рассмотрении дела в отношении него без его личного участия.
– В каких случаях ВККС может рекомендовать привлечь судью к ответственности в форме увольнения?
– По результатам дисциплинарного производства Комиссия может обратиться в Высший совет юстиции с предложением рассмотреть вопрос о представлении на увольнение судьи с должности. Другие случаи увольнения судьи прописаны в Конституции Украины и Законе.
– Отличаются ли по характеру процедуры увольнения судьи по результатам дисциплинарного производства ВККС и в случае обнаружения признаков нарушения присяги? Является ли увольнение за нарушение присяги дисциплинарным взысканием?
– Это несколько провокационный вопрос. Относится ли увольнение судьи за нарушение присяги к разновидности дисциплинарного взыскания – эта проблема носит дискуссионный характер. Хотя на практике не столь важно, к какой категории отнести такое увольнение – более существенны его негативные последствия для самого судьи. Ключевыми в этой ситуации являются правовые последствия, ведь факт увольнения не порождает и не может порождать в дальнейшем дополнительных дисциплинарных «неудобств» для лица. То есть миссия дисциплинарного взыскания заключается именно в негативных последствиях для судьи, который и дальше будет работать. Цель взыскания – «предупредить» судью о недопущении ошибок в будущем.
Учитывая отличия институтов дисциплинарного взыскания и увольнения, различна и их процедура, которая предусмотрена разными законами. Основное отличие этих институтов в том, что «нарушение присяги» – это более глобальное понятие, не конкретизированное в законодательстве, что, безусловно, является спорным в его применении. Т. е. правоприменительная проблема существует, и над этим нужно серьезно задуматься.
Беседовала Наталья Мамченко,
«Судебно-юридическая газета»
**Инфосправка**
На рассмотрение ВККС в среднем поступает около 1700 жалоб в месяц
За время работы ВККС в новой каденции, с 16 сентября, к ней поступило 11959 жалоб, только в апреле 2011 г. – 1771 жалоба. 652 из них пребывают на стадии проверки, по 168 открыто дисциплинарное производство, 28 судей уже привлечены к дисциплинарной ответственности – выговору. 9 судьям в связи с жалобами не предоставлены рекомендации к избранию бессрочно, и 9 судей отстранены по решению Комиссии от работы.
Как отметил г-н Самсин, «в основном судьи привлекались к ответственности за нарушение разумных сроков рассмотрения дел. 80% из этих 28 судей привлечены за допущенную волокиту». При этом он отметил, что Комиссия, чтобы не допустить затягивания процесса, может применять в качестве превентивной меры предупреждение определенному судье, чтобы он принял соответствующие меры к рассмотрению дела в разумный срок. Однако, подчеркнул председатель Комиссии, ситуация, при которой количество дел в судах ежегодно увеличивается, требует анализа – непосильная нагрузка на судей порой не позволяет обеспечивать своевременное назначение дел к рассмотрению. Частично решить проблему, по мнению И. Самсина, можно путем принятия Административно-процедурного кодекса.