На прошлой неделе в парламенте был зарегистрирован довольно необычный по своему содержанию законопроект. Название говорит само за себя – «Об азартных играх» (?8401). Необычность заключается в том, что попытка узаконить и дать определение азартным играм уже исключает моральную составляющую этого вопроса. Понятное дело, что в азартные игры играли, играют и будут играть, и попытаться запретить курице нести золотые яйца, по крайней мере, нелогично. Есть вещи, которые можно искоренить только вместе с человечеством, и любовь к азартным играм входит в их число.
По мнению автора законопроекта, народного депутата Украины Сергея Осыки, государству необходимо создать такой механизм государственного регулирования индустрии азартных игр, который обеспечивал бы баланс между потенциальными потерями игроков, доходами игорного бизнеса и преимуществами для общества, вытекающими из доходности этой индустрии (налоги, рабочие места, спонсирование общественно важных программ и т. п.). Иными словами, подчеркнул г-н Осыка, азартные игры подлежат цивилизованному государственному регулированию. Такое регулирование при сохранении прибыльности сферы азартных игр будет осуществлять действенную защиту игроков, контролировать возможные потери и сводить их к минимально возможным величинам, содействовать дополнительным поступлениям в бюджет.
Необходимо отметить, что разработчики законопроекта акцентируют внимание на том, что документ предлагает при урегулировании сферы азартных игр (к которым, кстати, отнесена и лотерея) использовать международный опыт. «Судебно-юридическая газета» попыталась разобраться во всех тонкостях законопроекта и определить основные пути развития «азартного» бизнеса в Украине в случае принятия этого документа.
Все игры будут лицензироваться
Итак, начнем, пожалуй, с понятийного аппарата. Законопроект дает четкое определение азартным играм, более того, определяет несколько их видов – например, игра в карты, в кости, на игровом автомате, цилиндрическая игра, рулетка и так далее. Если честно, документ включает более 50 понятий, и подробно разбирать каждое из них нет смысла, так что, пожалуй, остановимся на нескольких основополагающих.
К таковым смело можно отнести понятие лотереи, которая стала родственницей азартных игр. Согласно проекту, лотерея – это азартная игра независимо от ее названия, условиями проведения которой предполагается розыгрыш призового (выигрышного) фонда между игроками, выигрыш (приз) в которой имеет случайный характер и территория проведения которой не ограничивается одним помещением (зданием). В свою очередь, лотерея делится на несколько видов: разрядная, числовая, бинго, тото и мгновенная. Более того, с принятием этого проекта будет образована государственная монополия на организацию и проведение азартных игр, в том числе и на организацию государственных денежных лотерей, которая предусматривает создание и функционирование Национального организатора азартных игр с установлением лимита лицензий на проведение государственных денежных лотерей в количестве не более пяти. То есть основными средствами государственного регулирования рынка азартных игр станет лицензирование хозяйственной деятельности в сфере азартных игр, патентование операций по предоставлению услуг в сфере азартных игр и сертификация игрового оборудования и программного обеспечения к нему.
Без 5 млн евро открыть казино не получится
Проектом также устанавливаются жесткие требования к финансовому состоянию операторов государственных денежных лотерей и азартных игр в казино. Так, уставный (составной) капитал для «лотерейщиков» должен быть никак не меньше, чем у банков, которые осуществляют деятельность на всей территории Украины, т. е. 75 млн грн. плюс собственный капитал не меньше 5 млн евро. Что касается операторов азартных игр в казино, то их уставный (составной) капитал не может быть меньше, чем сумма стоимости лицензии и стоимости игорного оборудования, которое используется для проведения игр. Эта сумма составляет более 40 млн грн. плюс собственный капитал не меньше 5 млн евро.
Законопроектом также предусмотрено, что казино разрешается размещать исключительно в пределах единой специальной территориальной игровой зоны для размещения казино и объектных зон проведения азартных игр. При этом отмечается, что территорией таких специальных игровых зон считается территория трех- и пятизвездочных гостиниц с количеством номеров не менее 60 в Автономной Республике Крым (кроме Севастополя) и курортов Буковеля, Трускавца, Моршина, Мукачева и пгт Славское в их географических границах, установленных законодательством Украины.
Несколько слов о возможных последствиях
Говоря о последствиях «возвращения» азартных игр в цивилизованное русло, следует учитывать следующее. В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту предусматривается, что:
– средства от проведения азартных игр будут использоваться на социальные нужды и развитие спорта, реализацию мер по предотвращению негативного влияния азартных игр на уязвимые группы населения, профилактике и предупреждению возникновения игровой зависимости, по содействию развитию ответственной игры, а также на участие в международном сотрудничестве в сфере азартных игр;
– национальные стандарты и технические регламенты игорного оборудования и программного обеспечения, используемого для проведения азартных игр, должны будут соответствовать общепринятым международным стандартам и наилучшей сложившейся практике стран Европейского Союза относительно требований к игорному оборудованию и программному обеспечению в сфере азартных игр;
– реклама азартных игр будет ограничиваться как по месту расположения, так и по содержанию и социальной направленности в соответствии с европейскими стандартами условий осуществления рекламы азартных игр.
Как видно, налицо существенное изменение подхода к пониманию азартных игр и всего, что с ними связано. Если в действующем законодательстве, например, в УК Украины, написано: «Занятие игорным бизнесом наказывается», то проект предлагает кардинально изменить существующую трактовку, заменив название и содержание статьи: «Организация или проведение запрещенных азартных игр наказывается». Кроме Уголовного кодекса, изменения коснутся и ЗУ «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности». Из этого нормативно-правового акта исключается часть о лицензировании такого вида деятельности, как выпуск и проведение лотерей. Это означает, что лицензирование хозяйственно деятельности в сфере азартных игр будет осуществляться этим же законом, но с учетом особенностей, определенных ЗУ «Об азартных играх». Что называется, почувствуйте разницу.
Егор Желтухин,
«Судебно-юридическая газета»
**Инфосправка**
Что не следует считать азартными играми
Каким бы ни был новый закон об азартных играх, он не должен распространяться на:
– розыгрыши, проводимые юридическими и физическими лицами за счет собственных средств с целью содействия продаже любого товара или оказанию платных услуг (работ), которые предусматривают участие в них потребителей товаров (услуг) без внесения за это платы;
– развлекательно-спортивные игры: бильярд, кегельбан (боулинг), дартс, другие игры при условии, что выигрыши (призы) в них не обеспечиваются за счет средств, полученных от их участников;
– игровые автоматы типа «кран-машина», где как выигрыш (приз) игрок получает исключительно материальные вещи в виде игрушек, или аттракционы, симуляторы и прочие увеселительные игровые автоматы, не предусматривающие денежный выигрыш (приз);
– эмиссию, обращение и погашение ценных бумаг, по которым осуществляется выплата доходов в форме выигрышей (призов), а также выплату выигрышей (выдачу призов) по вкладам (взносам) в банках и других финансовых учреждениях в соответствии с законодательством.
Проект ?8401
ЗАКОН УКРАЇНИ «ПРО АЗАРТНІ ІГРИ» (витяг)
На території України дозволяється організовувати та проводити такі види азартних ігор: державні грошові лотереї, ігри в карти, ігри в кості, ігри в рулетку, парі, тоталізатор, ігри для електронного (віртуального) казино.
В Україні забороняється організовувати та проводити інші види азартних ігор, зокрема інтерактивні ігри, інші теле- та радіоігри, що передбачають внесення фізичною особою плати за участь у них (в тому числі як плати за послуги телефонного зв’язку).
Забороняється організовувати та проводити будь-які азартні ігри без ліцензії на провадження відповідного виду господарської діяльності у сфері азартних ігор. Зазначене обмеження не поширюється на Національного організатора азартних ігор.
Забороняється сприяти проведенню будь-яких азартних ігор суб’єктам господарювання, які не мають ліцензії на провадження відповідного виду діяльності у сфері азартних ігор.
Спортивні, благодійні, безкоштовні ігри в карти, ігри в кості, циліндричні ігри (в тому числі в рулетку) дозволяється проводити виключно в казино.