На этой неделе в Верховную Раду может быть внесен законопроект об отмене техосмотра для частных видов транспорта. Об этом уже сообщили министр внутренних дел Анатолий Могилев и советник Президента Украины Елена Лукаш.
Идея отмены техосмотра не нова – в парламенте уже несколько раз регистрировались законопроекты на данную тему, но политической воли принять давно назревшее решение до сих пор не хватало. Однако, судя по всему, в скором времени в Украине таки будет покончено с обязательным техосмотром, хотя и не для всех.
Первые признаки того, что водители перестанут платить поборы за прохождение техосмотра, проявились в первой декаде апреля, когда министр внутренних дел А. Могилев на брифинге во Львове заявил следующее: «Техосмотр будет отменяться. Я считаю, что в ближайшее время, буквально неделю-две, мы будем вносить этот законопроект в парламент для отмены техосмотра». При этом было сказано, что отмена ТО будет касаться не всех видов транспорта, а только частных автомобилей. Впрочем, многие эксперты на тот момент мало верили обещаниям министра, поскольку прогнозировали жесткое противодействие со стороны тех сотрудников МВД, которые проводят техосмотр за мзду. Между тем, на прошлой неделе советник Президента Украины, представитель Президента в КСУ Елена Лукаш не только подтвердила данную информацию, но и сообщила о непосредственной заинтересованности Президента в отмене техосмотра. В частности, именно по инициативе главы государства уже подготовлен проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно устранения избыточной государственной регуляции в сфере автомобильных перевозок».
Бой коррупции!
Основными задачами данного законопроекта являются: упрощение порядка проведения обязательного технического осмотра и контроля за техническим состоянием транспортных средств; устранение неоправданных расходов владельцев автотранспорта на услуги, не имеющих отношения к безопасности дорожного движения; ликвидация существующих коррупционных механизмов, связанных с обязательным техосмотром транспортных средств; отмена неэффективных и избыточных регуляторных процедур. Проект также конкретизирует взаимоотношения между инспектором и водителем на дороге, устанавливает минимальное количество документов, которые водитель должен иметь при себе для возможности управлять ТС.
На сегодняшний день все транспортные средства, которые принимают участие в дорожном движении, подлежат обязательному государственному техническому осмотру. Такой осмотр осуществляется подразделениями Госавтоинспекции, а проверка технического состояния ТС – уполномоченными субъектами хозяйствования на основании разрешения, выданного ГАИ МВД. Но при этом, по словам Е. Лукаш, действующая система техосмотра не позволяет обеспечить реальный контроль за техническим состоянием транспортных средств. В большинстве случаев (по оценкам экспертов, около 90% (!) владельцы ТС получают талоны о прохождении техосмотра без осуществления проверки, покупая медицинские справки и талоны с помощью коррупционных схем. «Ежегодно объем таких неофициальных коррупционных платежей составляет сумму около 1 млрд грн.», – подчеркнула Советник Президента. Именно поэтому, по ее словам, глава государства предложил реальные мероприятия для разрушения и уничтожения этой коррупционной системы.
Что взамен?
Сразу следует отметить, что отмена техосмотра коснется не всех. Для отдельных категорий ТС предлагается внедрить упрощенную процедуру обязательного техосмотра. Безусловному же освобождению от прохождения ТО подлежат легковые автомобили всех типов, марок и моделей, независимо от срока эксплуатации. Это также касается прицепов, мотоциклов, мопедов, мотоколясок и других приравненных к ним транспортных средств. Если же легковой автомобиль используется в коммерческих целях, его владелец должен каждые два года проходить обязательный ТО. Для грузовых автомобилей и такси устанавливается ежегодный технический контроль. А вот для автобусов и специализированных транспортных средств, которые перевозят опасные грузы, такая проверка должна осуществляться дважды в год. Такие мероприятия позволят значительно сократить количество ТС, подлежащих техосмотру, – с 6 млн до 1,5 млн ежегодно.
Как подчеркнула Елена Лукаш, по данным ГАИ, проведение государственного техосмотра в настоящее время возложено на работников автомобильно-технической инспекции, численность которой составляет 1357 человек. Сокращение количества объектов контроля будет способствовать рациональному использованию рабочего времени этих сотрудников Госавтоинспекции, которые вместо формальной проверки справок смогут заняться организацией, контролем и безопасностью дорожного движения.
Еще одно новшество. Отныне техосмотр будет осуществляться исключительно субъектами предпринимательской деятельности, а не сотрудниками ГАИ. Для получения права на осуществление обязательного ТО такому субъекту необходимо подать документы о наличии у него оборудования, которое дает возможность проверять техническое состояние транспортных средств. Причем оборудование может принадлежать этому субъекту не только на праве собственности, но и на условиях аренды.
Что проверять будем?
В проекте четко определены узлы и части автомобиля, подлежащие проверке во время техосмотра: системы тормозного и рулевого управления; внешние световые приборы, пневматические шины и колеса; светопропускающая способность стекол; газобаллонное оборудование (при наличии); другие элементы в части, которые непосредственно касаются безопасности дорожного движения и охраны окружающей среды. Элементы автомобиля, которые никоим образом не связаны с безопасностью дорожного движения и охраной окружающей среды, проверяться не будут. В целом все правильно, вот только с последним пунктом не совсем понятно – о каких именно «других элементах» идет речь? Очевидно, словосочетания «четко определены» и «другие элементы» не очень согласуются между собой. Однако будем надеяться, что во время голосования проекта в парламенте этот пункт приобретет более конкретные формулировки.
По результатам техосмотра составляется протокол проверки технического состояния ТС, который и выдается водителю транспортного средства. В протоколе будет указываться срок очередного прохождения обязательного ТО данным автомобилем. Сам бланк протокола проверки технического состояния будет являться документом строгой отчетности. Техническое описание и образец протокола будут утверждены Кабинетом министров Украины.
Не будет ли хаоса на дорогах?
По словам Е. Лукаш, данные Госавтоинспекции относительно причин аварийности указывают на то, что доля ДТП вследствие неподобающего технического состояния транспортных средств в нашей стране является крайне незначительной. Основными причинами дорожно-транспортных происшествий в 2010 г. были: нарушение правил маневрирования (39,5%), несоблюдение дистанции (20%), превышение скорости движения (17,3%), нарушение правил проезда перекрестков (6,7%), выезд на полосу встречного движения (3%), управление ТС в нетрезвом состоянии (2,5%). Неисправность транспортных средств обусловила менее 0,3% от общего количества ДТП. Таким образом, очевидно, что существующий механизм обязательного ТО всех транспортных средств не влияет на безопасность дорожного движения.
«Очевидно, что желание автовладельца содержать свое транспортное средство в исправном состоянии с целью создания безопасных условий для собственной жизни и здоровья является значительно большим стимулом, чем навязанная государством формальная процедура прохождения проверки», – убеждена Советник Президента. К тому же, действующим законодательством внедрены действительно эффективные механизмы предотвращения участия в дорожном движении неисправных транспортных средств. В частности, запрещена эксплуатация ТС в случае наличия технических неисправностей или несоответствия требованиям правил, норм и стандартов, которые касаются обеспечения безопасности дорожного движения. В случае выявления таких неисправностей инспектор Госавтоинспекции может запретить последующее движение транспортного средства.
Меньше бумажек для водителя
Вполне возможно, что в скором времени водителям не надо будет возить с собой большую папку различных документов. Ныне, как известно, каждый водитель обязан иметь при себе удостоверение водителя, регистрационные и другие документы, которые подтверждают право на управление ТС, а также страховой полис гражданской ответственности. При этом продолжает существовать ряд морально устаревших регуляторных процедур в сфере автомобильных перевозок, таких как: требование относительно обязательного наличия у водителя дорожного (маршрутного) листа и нотариально удостоверенной доверенности на управление ТС. Изменениями к Закону Украины «О дорожном движении» предлагается установить, что для управления ТС водителю теперь будет достаточно иметь: удостоверение водителя, регистрационный документ на транспортное средство, а также страховой полис гражданской ответственности. Это значит, что даже если автомобиль не принадлежит водителю на праве собственности, для управления им достаточно иметь регистрационный документ на эту машину. Такие новации позволят, во-первых, упростить порядок допуска к управлению транспортными средствами, во-вторых, устранят необходимость осуществления дополнительных расходов на приобретение бланков и оформление доверенностей.
За «липовый» ТО – штраф 2040 грн.
Законопроектом также предусмотрено внесение изменений в Кодекс об административных правонарушениях. Эти изменения предусматривают отмену административной ответственности водителя за: непередачу для проверки документов на право управления транспортными средствами – такие документы достаточно будет просто предъявить для проверки; управление транспортными средствами без талона о прохождении государственного технического осмотра – такой талон вообще отменяется, а потому и ответственности за его отсутствие быть не может.
Вместе с тем, предлагается установить административную ответственность: за несвоевременное прохождение техосмотра водителями транспортных средств, которые подлежат обязательному контролю (штраф от 340 до 425 грн.); за выдачу документа о технической исправности транспортного средства, которое подлежит обязательному ТО, без проведения проверки его технического состояния (штраф от 1700 до 2040 грн.); за заключение договоров обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств, которые подлежат обязательному ТО, и выдачу специального знака государственного образца без соответствующего документа о технической исправности транспортного средства (штраф от 1700 до 2040 грн.).
Иван Правдин,
«Судебно-юридическая газета»
Инфосправка
С января 2009 г. по сегодняшний день на проведение проверок технического состояния транспортных средств было уполномочено 1125 субъектов хозяйствования. По данным Госавтоинспекции, общее количество зарегистрированных транспортных средств на сегодня составляет 9 млн 500 тыс. единиц. Ежегодно техническому осмотру подлежит около 6 млн транспортных средств разных типов.
За проведение Госавтоинспекцией технического осмотра одного автомобиля автовладелец платит 36 грн. без учета стоимости талона техосмотра. Стоимость же самого талона – еще дополнительно 110 грн. Стоимость протоколов о проверке технического состояния транспортных средств – от 120 до 200 грн. в зависимости от типа транспортного средства. Таким образом, ежегодно украинские водители вынуждены платить за технический осмотр от 876 млн до 1 млрд 860 млн грн.