На прошлой неделе парламент принял за основу в первом чтении поданный Президентом Виктором Януковичем проект Закона «О государственной службе». Несколькими днями ранее министр юстиции Александр Лавринович провел пресс-конференцию, посвященную этому документу. По словам Александра Владимировича, принятие законопроекта станет одним из заключительных этапов, который должен законодательно обеспечить проведение административной реформы, затеянной главой государства.
Характеризуя проект в целом, г-н Лавринович подчеркнул, что его принятие будет содействовать комплексному реформированию государственного управления, созданию в Украине профессиональной, политически нейтральной, эффективной государственной службы. Правда, в ее политической нейтральности уже можно начинать сомневаться, поскольку депутаты при голосовании исключили из проекта положение, которое предусматривало запрет государственным служащим быть членами политических партий.
Законопроект, в сравнении с действующим, принятым еще в 1993 г. Законом дает совершенно новое определение государственной службы. Отныне государственная служба – это публично-правовой институт, основными функциями которого являются подготовка предложений по формированию государственной политики, обеспечение ее реализации, предоставление административных услуг физическим и юридическим лицам, а также соответствующая профессиональная деятельность государственных служащих. Рассмотрим шире особенности будущего закона в том виде, в котором они были представлены министерством юстиции.
Управление госслужбой в органах власти
Ст. 5 законопроекта предусмотрено, что государственное регулирование и проведение государственной политики в сфере государственной службы осуществляется специально уполномоченным государственным органом по вопросам государственной службы. Управление государственной службой в органах государственной власти осуществляется руководителем государственной службы. Следовательно, вводится понятие руководитель государственной службы в органе государственной власти. Это должностное лицо, занимающее высокую должность в органе государственной власти, в должностные обязанности которого входят полномочия по вопросам государственной службы в этом органе, если иное не предусмотрено законом. Руководителем государственной службы в органе государственной власти является руководитель аппарата этого органа, если иное не предусмотрено законом. Руководитель аппарата ответственен перед руководителем соответствующего органа государственной власти за функционирование государственной службы в органе государственной власти. Т. е. задачами этого должностного лица должны стать обеспечение деятельности аппарата органа государственной власти, стабильности и преемственности в его работе, организация текущей работы, связанной с осуществлением полномочий органа государственной власти.
Что должно получиться в итоге? Разделение функций аппарата и руководства властью. Аппарат становится незыблемым и стабильным. Вход в него на любые должности со стороны закрыт. Вводится система, которую можно назвать карьерным цензом: чтобы подняться на следующую ступень бюрократической лестницы, нужно прослужить установленное время на предыдущей должности. То есть никто не станет с лету начальником управления, не пройдя путь от ведущего специалиста до главного, от завсектором до замначальника отдела и т. д. Только постепенный карьерный рост в духе японских корпораций.
Группы и подгруппы должностей для чиновников
Разделение должностей государственных служащих на группы и подгруппы устанавливает более четкую классификацию в зависимости от характера и объема должностных обязанностей, отталкиваясь от организационно-правового уровня органа государственной власти по сравнению с действующим ЗУ «О государственной службе».
Должности подразделяются на пять групп: А, Б, В, Г, Д, а каждая из групп – на четыре подгруппы. К подгруппам А1, Б1, В1, Г1, Д1 относятся должности государственной службы в Администрации Президента Украины, Совете национальной безопасности и обороны Украины, Аппарате Верховной Рады Украины, а также в Центральной избирательной комиссии, Счетной палате, Высшем совете юстиции (кроме их аппаратов). К подгруппам А2, Б2, В2, Г2, Д2 принадлежат должности государственной службы в консультативных, совещательных и других вспомогательных органах и службах, созданных Президентом Украины для осуществления своих полномочий (кроме Администрации Президента Украины), органах государственной власти, полномочия (юрисдикция) которых распространяются на всю территорию Украины. К подгруппам А3, Б3, В3, Г3, Д3 принадлежат должности государственной службы в органах государственной власти, полномочия (юрисдикция) которых распространяются на территорию Автономной Республики Крым, одной или нескольких областей, городов Киева или Севастополя. К подгруппам А4, Б4, В4, Г4, Д4 принадлежат должности государственной службы в органах государственной власти, полномочия (юрисдикция) которых распространяются на территорию одного или нескольких районов.
Новый подход к классификации должностей на государственной службе основывается, прежде всего, на функциях, которые выполняют государственные служащие в органах государственной власти, а не на правовом статусе органов государственной власти.
Должность – только по конкурсу
В законопроекте подробно описаны основные требования для проведения конкурса на замещение вакантных должностей государственной службы – это, в частности, порядок образования конкурсной комиссии, объявление о проведении конкурса, документы для участия в конкурсе, результаты конкурса, повторный конкурс. Предлагается установить единые условия для поступления на государственную службу и условия ее прохождения путем проведения открытого конкурса по некоторым особенностям, определенным законом.
Ст. 17 проекта предусмотрено, что вступление лица на государственную службу осуществляется путем назначения: 1) на должность государственной службы группы А – в порядке, определенном Конституцией и законами Украины, без обязательного проведения конкурса на занятие вакантных должностей государственной службы. В случае если решение о проведении конкурса принимает субъект назначения, конкурс проводится в порядке, определенном специально уполномоченным государственным органом по вопросам государственной службы; 2) на должность государственной службы групп Б, В, Г и Д – по результатам конкурса на занятие вакантных должностей государственной службы в порядке, определенном настоящим законом, если иное не предусмотрено законом.
Следует отметить, что, в отличие от действующего Закона, уже не предусматривается создание в органах государственной власти кадрового резерва, поскольку его наличие, как показывает практика, делает процедуру вступления и продвижения по службе неэффективной.
Каждому по заслугам
Законопроектом предусматривается процедура оценки служебной деятельности государственного служащего вместо двух существовавших ранее процедур – аттестации и ежегодной оценки выполнения госслужащим возложенных на них обязанностей и задач. Согласно положениям действующего законодательства, аттестация государственного служащего проводится раз в три года, а оценка – ежегодно в период между аттестациями.
Согласно положениям законопроекта, от ежегодной оценки государственных служащих будет зависеть продвижение по службе, которое является главным фактором в определении необходимости в повышении профессиональной квалификации государственного служащего. Этот фактор будет влиять на размер заработной платы по результатам выполнения служебных обязанностей.
Оплата труда государственных служащих
Законопроектом предполагается установить новые подходы к оплате труда государственных служащих, обеспечив упорядочение условий оплаты путем усиления роли должностного оклада в структуре заработной платы и оптимизации количества стимулирующих выплат. Например, минимальный размер должностного оклада специалистов в органах государственной власти гарантируется на уровне двух установленных законом минимумов заработной платы (в настоящее время – 1920 грн.), что почти в 4,5 раза выше по сравнению с действующими должностными окладами специалистов районных государственных администраций. Предполагается, что это позволит обеспечить прозрачность оплаты труда государственных служащих, устраняя дискриминацию по межведомственному и территориальному принципам.
Егор Желтухин,
«Судебно-юридическая газета»
Новации нового закона о госслужбе
Со знаком «–»
– Чиновники должны будут каждый год, а новички – дважды в год сдавать экзамены, в ходе которых руководитель будет оценивать, как они справились с поручениями. Сдал – 5% прибавки к оплате, не сдал – лишение премии, а при повторной несдаче – увольнение.
– Чиновника можно будет перевести с одной должности на другую (без уменьшения зарплаты) даже без его согласия.
– Запрещено подчинение близких родственников друг другу (муж, жена, сын, брат). Это, кстати, прописано и в антикоррупционном пакете, который скоро должны принять.
Со знаком «+»
– После 3 лет службы чиновник получает право на компенсацию от государства 50% ставки кредита на жилье.
– Самым мелким клеркам, которые сейчас получают около 1000 грн., обещают платить оклад в две минимальные зарплаты (то есть почти 2000 грн.). Больше будут зарабатывать и те, кто стоит в табели о рангах выше.
– За каждый год службы чиновникам будут добавлять один день к отпуску: «оттрубил» 5 лет – отдыхаешь 35 дней (но не больше 45).
Закон не распространяется на Президента, премьера, министров и их заместителей, а также народных депутатов.