Как известно, еще при подготовке проекта Закона «О судоустройстве и статусе судей», ГСА предлагала работникам судов внести свои предложения к документу в отношении оплаты их труда, что и было сделано в установленные сроки. Однако в самом Законе вопросу оплаты труда работников аппарата суда посвящена лишь ч. 1 ст. 144, которая содержит отсылочную норму – сказано, что она регулируется «законом». На сегодня это общий закон «О государственной службе» и Постановление КМУ от 9 марта 2006 г. ?268 «Об упорядочивании структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов».
На сегодня зарплата работников аппаратов судов находится на, мягко говоря, низком уровне. Кроме того, фонд оплаты труда судей и работников аппарата единый, поэтому от его экономии также зависит, будут ли им выплачены премии и надбавки.
В последнее время можно наблюдать многочисленные обращения работников аппарата, подчас открытые, с просьбой хоть как-то улучшить ситуацию. Например, судьи Ленинского райсуда г. Севастополя в своем обращении к Президенту, Премьер-министру, председателю ГСА отмечают: «Постепенный рост минимальной заработной платы и отсутствие изменений в законодательстве по увеличению действующих окладов с 2008 г. привели к тому, что должностные оклады всех работников аппарата суда приравниваются к минимальной заработной плате. Должностной оклад помощника судьи местного районного суда общей юрисдикции, который выполняет всю подготовительную работу по каждому заявлению (делу), поступившему в суд, и пишет проекты судебных решений по ним, следовательно, выполняет почти всю работу судьи (кроме отправления правосудия), составляет на данный момент 907 грн.». И они не одиноки.
Так, имеют место обращения работников аппаратов админсудов, в частности, Окружного админсуда г. Севастополя, которые отмечают, что размер оплаты их труда является нарушением Конституции Украины, а зарплата (помощников, секретарей судебного заседания, специалистов) установлена на уровне минимальной зарплаты, т.е. оплаты за неквалифицированный труд. Должностные же оклады не пересматриваются, а премий работники не получали со времен создания суда. При этом они являются государственными служащими и в соответствии с законодательством не имеют право принимать участие в забастовках, то есть единственный способ бороться за свои права – просить о помощи.
Помочь же им, как отмечает в ответ ГСА, пока не представляется возможным: упорядочивание условий оплаты труда работников аппаратов апелляционных и окружных админсудов (как и в других юрисдикциях) и ее повышение должно осуществляться одновременно и на единых основах с упорядочиванием условий оплаты труда работников государственных и других органов, исходя из «реальных возможностей государства». При этом средний размер зарплаты работника аппарата суда в феврале 2011 г. по сравнению с 2010 г. уменьшился где-то на 300 грн. Не стоит забывать, что многие суды все еще нуждаются в увеличении количества работников аппарата, однако у юристов с достойным образованием отсутствует стимул идти работать в райсуд.
Наталья Мамченко,
«Судебно-юридическая газета»