Вслед за другими государственными учреждениями, итоги работы в 2010 г. подвел на собрании судей Высший админсуд Украины. В частности, 4 марта 2011 г. с отчетами об основных показателях работы ВАСУ за 2010 г. и создании Базы правовых позиций Верховного Суда Украины и Высшего админсуда, а также о выполнении бюджета суда в 2010 г. выступил председатель ВАСУ Александр Пасенюк, а с отчетом о деятельности аппарата ВАСУ за 2010 г. – руководитель аппарата Станислав Которобай.
Предыдущий год оказался непростым для ВАСУ, что не могло не отразиться на статистических показателях. По словам г-на Пасенюка, больше всего на них повлияла передача дел по соцвыплатам. В связи с этим собрание приняло решение о создании единой базы правовых позиций ВСУ и ВАСУ, которая будет доступна для судей на веб-сайте ВАСУ. Кроме того, собрание пришло к заключению о необходимости внесения изменений в законодательство с тем, чтобы ускорить рассмотрение соцдел: например, можно не допускать к кассационному производству явно необоснованные жалобы, а коллегии ВАСУ формировать в составе не пяти судей, а трех.
ВАСУ обзаведется новыми залами
На текущий год в ВАСУ запланирован комплекс работ для освоения площадей бывшего электроцеха. Отметим, что эта площадь была передана ВАСУ еще в 2009 г., но средства на обеспечение ее обустройства появились лишь сейчас. С целью разделить потоки посетителей и работников суда на первом этаже запланировано обустроить шесть залов судебных заседаний с совещательными комнатами и рекреацию для посетителей, а также дополнительный лифт исключительно для судей. Также предусмотрено создание музея суда. Общая площадь помещений, выделенных для ремонта, составляет 1 268 кв. м. Ориентировочный объем финансирования строительно-монтажных работ в 2011 г. составляет 6 млн грн. Предполагается, что новые залы будут способствовать более удобному доступу желающих в судебные заседания. Вопрос лишь в том, насколько?
Кроме того, болезненным является вопрос, как обеспечить своевременные и полные ответы на телефонные звонки граждан. Как отметил председатель Совета судей админсудов Николай Кобылянский, сегодня фактически этим занимаются помощники судей, а не соответствующий отдел. По словам г-на Которобая, дело – в недостаточном финансовом ресурсе. Нет и возможности установить автоответчик, который бы отвечал на элементарные вопросы, например, о движении дела (подобный действует в Винницком ОАС).
АСД работает, но не совсем
Как отметил г-н Которобай, на сегодняшний день существуют проблемы с адаптацией и реализацией Положения «Об автоматизированной системе документооборота». АСД работает в Высшем админсуде уже третий год, и только с введением новой версии с 1 января 2011 г. начались проблемы с распределением дел.
Так, во время эксплуатации новой версии программы обнаружено ряд критических ошибок в ее работе. Только за период с 1 января по 1 марта 2011 г. составлено 40 актов относительно обстоятельств, повлиявших на бесперебойность и функционирование автоматизированных систем и КП «Документооборот административных судов». На сегодня по указанным причинам распределение заявлений о пересмотре судебных решений в связи с вновь открывшимися обстоятельствами и заявлений о пересмотре судебных решений после их пересмотра в кассационном порядке не выполняется. Система автоматически исключает коллегии, в которых количество судей меньше пяти (отпуск, командировка и т. д.), и дает возможность распределять дела только на коллегии, в которых присутствуют на момент распределения все судьи.
Кроме того, поступление дел судьям происходит без учета показателей нагрузки, а именно коэффициента, который учитывает форму участия судьи в рассмотрении дела; количества дел, которые поступили на рассмотрение судьи; количества фактически отработанного времени.
С целью устранения указанных проблем с ГСА, ГП «ИСС» и ВАСУ достигнута договоренность о создании совместной комиссии.
Наталья Мамченко,
«Судебно-юридическая газета»
Острый момент
Заместитель председателя ВАСУ Михаил Цуркан:
– В ВАСУ существует проблема с информационно-справочной службой. Если сегодня попробовать из-за границ суда дозвониться к нам, то из 10 звонков (а это проверялось) получится в 1–2 случаях. Судьи сегодня не могут свободно связаться с местными судами, если есть такая необходимость. Что нужно сделать, чтобы эту проблему решить?
Руководитель аппарата ВАСУ Станислав Которобай:
– Что касается телефонных звонков, то у нас создан отдел судебной информации и обращений граждан. В нем по штату 5 человек, из которых работают только 4. У нас нет финансового ресурса, чтобы сделать нормальную информационную службу, нанять специальную фирму, способную удовлетворять все запросы.