Парламентский комитет по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией на прошлой неделе принял решение рекомендовать Верховной Раде поддержать во втором чтении и в целом Закон «Об основах предотвращения и противодействия коррупции» с внесенными поправками. Документ предлагается рассмотреть как неотложный.
Напомним краткую историю вопроса. Президент Украины Виктор Янукович внес в парламент свой антикоррупционный законопроект ?7487 от 17 декабря 2010 года в качестве альтернативы уже принятому пакету антикоррупционных законов, подготовленных предыдущим Президентом Виктором Ющенко. 21 декабря народные депутаты фактически развязали руки коррупционерам, отменив действие антикоррупционного законодательства по непонятным для общества и международных организаций причинам. Реакция не заставила себя ждать – сразу после этого представители Европейской антикоррупционной организации заявили об ухудшении позиций Украины на переговорах о безвизовом режиме с ЕС.
В то же время действие антикоррупционного закона в Украине нельзя было назвать хоть сколько-нибудь плодотворным, потому что дата введения его в действие постоянно переносилась. Согласно последней дате переноса вступления в силу Закона от 2009 года, Закон должен был заработать с начала 2011 года, но этому помешала его полная отмена в последние дни декабря. Президент подписал закон об отмене пакета из трех антикоррупционных законодательных актов 4 января 2011 года (вступил в силу со дня опубликования, т. е. с 5 января 2011 года). Получилась правовая коллизия – антикоррупционный пакет законов вступал в силу с 1 января 2011 года, но был отменен де-юре лишь 5 января 2011 года. Таким образом, с 1 по 5 января в Украине юридически имел силу весь пакет законов 2009 года. Что с этим делать, ломают голову правоведы всей Украины до сих пор.
В юридических кругах этот правовой коллапс связывали с тремя возможными причинами: либо в стране полностью исчезла коррупция и специальный закон оказался ненужным, либо с этим явлением никто не хочет бороться, либо закон был настолько плох, что нельзя было допустить его действие в Украине. Наиболее вероятной представляется третья причина, особенно учитывая, что автором антикоррупционного пакета был предшественник и политический оппонент действующей власти. Однако на последнем заседании Комитета по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией присутствующие депутаты и специалисты Главного научно-экспертного управления ВР не заметили существенного отличия предлагаемого Закона от предыдущего пакета. Основным отличием служит интеграция пакета документов в один актикоррупционный законодательный акт.
В то же время эксперты обращают внимание на некоторые существенные недостатки предлагаемого Закона, но даже они настаивают на скорейшем принятии документа из-за отсутствия правового регулятора этой сферы. Одним из основных недостатков эксперты называют криминализацию коррупционных преступлений – небывалое ужесточение ответственности за взяточничество и посредничество в даче взяток. По оценкам специалистов, такими методами побороть коррупцию не удастся, а вот запугать население и посеять враждебное настроение – вполне.
На необходимости скорейшего принятия антикоррупционного закона настаивает и сам Президент. «Коррупция в современных условиях стала фактором, который представляет реальную угрозу национальной безопасности и конституционному строю Украины. Это явление негативно влияет практически на все стороны общественной жизни: экономику, политику, социальную и правовую сферы, управление, общественное сознание, международные отношения. Коррупционные связи фактически разрушают правовые, этические отношения между людьми и постепенно превращаются в норму поведения. Коррупция, бесспорно, может быть признана одной из самых острых социальных и политических проблем современности. Решение этой проблемы является чрезвычайно актуальным и первоочередным делом для Украины», – сказано в объяснительной записке к законопроекту за подписью первого заместителя главы администрации Президента Елены Лукаш.
После рассмотрения в первом чтении вышеупомянутого законопроекта до заседания комитета депутаты зарегистрировали 423 поправки к нему. Впрочем, были рассмотрены только некоторые из них, предложенные не членами Комитета, а пришедшими на его заседание народными депутатами Русланом Князевичем и Владимиром Стретовичем. Господин Стретович настаивал на внесении в законопроект нормы об обязательном декларировании чиновниками доходов и расходов, в том числе и членов их семей. Однако его инициатива не была поддержана. Вместе с тем, большинство депутатов соглашаются, что бороться с коррупцией невозможно, когда на госчиновников действительно не зарегистрировано никакого имущества, хотя жены и близкие родственники «владеют» квартирами, машинами, дачами на Канарских островах. Однако инициативу проверки близких родственников государственных чинов поддержали всего трое из присутствующих 23 членов Комитета.
В свою очередь, господин Князевич предлагал членам Комитета исключить членов окружных и территориальных избирательных комиссий из списка лиц, несущих ответственность за коррупционные нарушения. Однако и это предложение не получило поддержки. «Активно работайте с депутатами, с фракциями и депутатскими группами», – посоветовал ему и. о. председателя комитета Геннадий Москаль, отметив, что все поправки еще будут рассматриваться в сессионном зале.
Алена Михайленко,
«Судебно-юридическая газета»
Комментарий
Народный депутат Геннадий Москаль:
– Лучше плохой закон, чем никакого. Сегодня дело не в том, кто подал этот закон, а в том, что нужно спасать репутацию Украины – нас и так считают коррумпированным государством, да еще отсутствует антикоррупционное законодательство. Поэтому наша задача – принять закон, а уже потом его нужно будет дополнять, углублять, усовершенствовать. Ни один закон не удовлетворит всех. Кстати, в первой редакции законопроекта были нормы о проверке родственников должностных лиц, но после «чистки» документа ко второму чтению эти нормы исчезли. Моя личная позиция (но, к сожалению, это позиция меньшинства) – без близких родственников понять, коррупционер ли чиновник, невозможно. Потому что если жена, дочь и зять госслужащего не работают, а на них зарегистрировано имущество стоимостью в несколько миллионов долларов, то это вызывает определенные вопросы к чиновнику. Посмотрим на реакцию сессионного зала во время рассмотрения этой поправки, может быть, она все-таки будет внесена.