Комитет ВР Украины по вопросам правосудия на своем заседании от 2 февраля 2011 года решил ряд важных вопросов.
Социально неответственный
Прежде всего, он передал роль основного комитета по вопросу подготовки законопроекта, призванного решить проблему с выполнением пилотного решения Евросуда по правам человека, Комитету по вопросам социальной политики и труда. Напомним, на выполнение решения ЕСПЧ Министерством юстиции был разработан, а Кабмином 14 января внесен в парламент проект Закона «О гарантиях государства относительно выполнения решений суда» (р. ?7562). Примечательно, что крайний срок, до которого Украина была обязана внедрить эффективное средство юридической защиты, обеспечивающее защиту от невыполнения решения национального суда, истекал 15 января. Однако по ходатайству Минюста ЕСПЧ продлил срок исполнения решения на шесть месяцев. Таким образом, до 15 июля этот законопроект и другие акты, направленные на защиту прав граждан от произвола с выполнением решений отечественных судов, должны быть приняты.
По словам председателя Комитета по вопросам правосудия Сергея Кивалова, этот законопроект содержит лишь 7 статей, относительно которых требуется заключение его комитета. Остальные – вопросы социальной защиты определенных категорий граждан. Отметим, что согласно предложенным изменениям практически из всех статей законов, устанавливающих социальные льготы, исчезают конкретные цифры и определения. Например, в ЗУ «О милиции» (ст. 22 «Социальная защита работников милиции») формулировка нормы, где речь идет о 50% скидке при оплате жилой площади, коммунальных услуг, а также топлива, меняется на такую, где сказано уже о просто соответствующей скидке, которая предоставляется «в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины». Установление конкретных размеров льгот и другие цифры отдаются на откуп правительству.
Уведомлять не обязательно
Кроме того, Комитет пришел к заключению, что уведомлять судью, уволенного за нарушение присяги, о дате и времени рассмотрения его вопроса на пленарном заседании Верховной Рады, согласно действующему законодательству, не обязательно, как не является препятствием для рассмотрения представления Высшего совета юстиции об увольнении и его отсутствие на заседании. Такой ответ дал Комитет на письмо заведующего отделом связей с органами правосудия Аппарата ВР Анатолия Селиванова, который обратился с этим письмом по просьбе ВАСУ о разъяснении порядка увольнения судей за нарушение присяги.
Так, коллегию судей ВАСУ в связи с рассмотрением иска Кирилла Кормушина, уволенного с должности судьи Шевченковского райсуда г. Киева по вышеуказанному основанию, заинтересовали вопросы, кто осуществляет подготовку материалов увольнения судьи с должности за нарушение присяги, которые вносятся на рассмотрение парламента; кто и в какой срок должен уведомить такого судью о рассмотрении его вопроса на пленарном заседании ВР; обязательным ли является присутствие судьи на заседании, а также предоставление судье слова. Впрочем, в своем ответе Комитет указал, что в порядке информации все же уведомляет судей о времени рассмотрения их вопроса и обеспечивает их допуск на пленарное заседание (если они изъявили соответствующее желание). Предоставление же судье слова не предусмотрено действующим законодательством.
Помимо этого, в ходе судебных слушаний становится известно, что уволенные судьи продолжают находиться на публичной службе (в долгосрочном отпуске, на больничном). В связи с этим ВАСУ волнует вопрос, должен ли суд принимать решительные меры для прекращения нарушения ч. 6. ст. 111 Закона «О судоустройстве и статусе судей» судебной администрацией. Комитет отметил, что публичные полномочия судьи прекращаются с момента принятия постановления ВР об его увольнении (ч. 6. ст. 111).
Резерв распределят по судам
Отметим также, что 3 февраля ВР приняла во втором чтении и в целом рекомендованный Комитетом законопроект «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей», касающийсяподготовки кандидатов на должность судьи. Законом предусматривается, что судьям, претендующим на назначение впервые, которые подали заявление об участии в отборе на должность судьи после вступления в силу ЗУ «О судоустройстве и статусе судей» и которые до дня вступления в силу положений относительно деятельности Национальной школы судей сдали квалификационный экзамен перед Высшей квалификационной комиссией судей, проходить специальную подготовку не нужно. специальной
Основная задача Закона – разблокировать возможности назначения на должность судьи впервые для «резервистов» (лиц, зачисленных ввиду отсутствия вакансий в кадровый резерв). Напомним, ситуация в течение года накалялась – в судах образовалось больше тысячи вакансий, быстро заполнить которые не представлялось возможным – это заняло бы не менее двух лет, т. к. все кандидаты, в том числе и получившие рекомендации от местных квалифкомиссий, должны были пройти обучение в Национальной школе судей и высшем учебном заведении.
Согласно проекту «специализированное юридическое высшее учебное заведение четвертого уровня аккредитации», где должен обучаться кандидат на назначение судьей впервые, т. е. факультет профессиональной подготовки судей при Одесской национальной юракадемии или Национальной юракадемии им. Я. Мудрого, хотя и исчезает из Закона как понятие, но право осуществлять обучение за этими вузами теоретически сохраняется. Просто руководит процессом теперь не сам вуз, а ВККС. Помимо этого, Комиссия устанавливает, из чего, собственно, состоит спецподготовка: ее программу, учебный план и порядок прохождения
Наталья Мамченко,
«Судебно-юридическая газета»
Комментарий
ПредседательКомитета ВР по вопросам правосудия Сергей Кивалов:
– 3 февраля Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О судоустройстве и статусе судей». Дело в том, что в предыдущей редакции Закона предусматривалась обязательная специальная полугодичная подготовка кандидатов на должность судьи в высших юридических учебных заведениях 4-го уровня аккредитации и в Национальной школе судей. В дальнейшем Венецианская комиссия в своем заключении в отношении ЗУ «О судоустройстве и статусе судей» рекомендовала Украине, чтобы вся система подготовки судей находилась под контролем судебной власти.
Именно поэтому был принят Закон, который устанавливает, что всю процедуру специальной подготовки кандидатов на должность судьи будет организовывать Национальная школа судей. Напомню, что на Национальную школу не распространяются требования законодательства о высшем образовании, она не подотчетна Министерству образования и науки, молодежи и спорта Украины. Школа создается при Высшей квалификационной комиссии судей и функционирует под контролем судебной власти.
Кроме того, все, что связано с такой подготовкой, а именно: программа, учебные планы, порядок прохождения такой подготовки, перечень юридических вузов, которые будут готовить кандидатов, – все это будет разрабатывать Высшая квалифкомиссия судей Украины.
По поводу заявлений о том, что якобы теперь судьей можно стать без юридического образования, – могу только посмеяться. Как говорят в Одессе, слышали звон – да не знают, где он. Ведь наличие высшего юридического образования – это самое первое требование к человеку, который хочет стать судьей. Более того, это требование предусмотрено ст. 127 Конституции Украины. Статьи 64–67 ЗУ «О судоустройстве и статусе судей» говорят о том, что если у человека, который в дальнейшем хочет стать судьей, нет высшего юридического образования, то у него даже заявление об участии в отборе не примут. В Законе речь идет о специальной подготовке, то есть о теоретическом и практическом обучении специальным навыкам, которые необходимы в работе судьи.