Как правило, когда говорят об альтернативных методах ведения бизнеса, понимают такую реструктуризацию компании, которая позволяет создать отдельный холдинг, скажем, в оффшорной зоне, владеющий украинскими активами, но концентрирующий капитал за пределами нашей страны и подчиняющийся юрисдикции, естественно, иностранного государства. Хорошо ли это для экономики государства? Вопрос, безусловно, странный. Конечно, государству всегда лучше свои деньги хранить и использовать у себя, но нынешнее законодательство, система и само мировоззрение чиновников таково, что просто не позволяет большим капиталам находиться на территории Украины без катастрофических последствий для бизнеса. Возможно, принятие Налогового кодекса и изменит эту ситуацию к лучшему, однако прогнозы экспертов неутешительны – украинский крупный бизнес продолжит инвестировать свои активы в зарубежные страны.
Под наиболее перспективными способами оптимизации налогообложения можно понимать уже сложившуюся практику, когда есть некоторый нерезидентский холдинг, позволяющий обеспечить и эффективность управления компанией, положительный результат в налоговом плане, и в то же время удовлетворяющий запросам возможного покупателя-инвестора. Когда речь заходит о выборе налоговой юрисдикции, сразу встает вопрос, как и что выбирать: юрисдикцию так называемого «налогового рая» (налогообложение – 1 раз в год, около 1000 долларов за все), либо лучше выбрать юрисдикцию более респектабельную и соответственно – более дорогую?
До сих пор был, есть и, возможно, останется некой золотой серединой решения данной проблемы Кипр – по одной простой причине: существование двустороннего соглашения между Украиной и Кипром об избегании двойного налогообложения еще со времен СССР. Согласно этому договору, существуют нулевые ставки практически по всем видам налогов, и без ограничений, кроме подтверждения налогового резидента Кипра.
Итак, на данный момент, на Кипре действует Закон «О Международных трастах» 69 (1)/92. Напомним, что траст – это система отношений, при которой имущество, изначально принадлежащее учредителю, передается в распоряжение доверительного собственника (управляющего или попечителя), но доход с него получают выгодоприобретатели (бенефициары). Учредитель (который может одновременно быть и выгодоприобретателем и/или, в ряде случаев, и управляющим) в рамках специального соглашения передает принадлежащие ему ценности под контроль попечителя, который обязан совершать с ними операции, приносящие выгодоприобретателям максимальную прибыль или соответствующие другим инструкциям учредителя. В соответствии с законами Кипра учредителем траста должно являться лицо без постоянного местопребывания на Кипре; по крайней мере, один из доверительных управляющих во время учреждения и на весь период действия траста является лицом с постоянным местопребыванием на Кипре; бенефициары (выгодоприобретатели), за исключением благотворительных учреждений, не являются лицами с постоянным местопребыванием на Кипре.
Со вступлением в Европейский Союз в мае 2004 года статус кипрской холдинговой компании получил значительные преимущества, так как теперь она пользуется репутацией и привилегиями, присущими европейской компании. Кстати, как правило, иностранные инвесторы предъявляют к холдинговой компании несколько требований, среди которых следующие:
– холдинговая компания должна извлекать прибыль из действующей компании в виде дивидендов или прибыли, предпочтительно освобожденной от взимания налога у источника и налога на доход от прироста капитала вследствие применения налогового соглашения или в соответствии с Директивой ЕС «О материнских и дочерних компаниях», а положения отечественного законодательства юрисдикции, в которой зарегистрирована холдинговая компания, должны освобождать такие дивиденды и прибыль от прироста капитала от местных налогов;
– должна быть возможность забирать дивиденды из холдинговой компании без возникновения объекта налогообложения в юрисдикции, в которой зарегистрирована холдинговая компания.
Все эти требования удовлетворяются на Кипре, поэтому его и используют как место расположения конечной холдинговой компании, и по той же причине остров является подходящей территорией для осуществления инвестиционных схем. Указанные причины делают Кипр очень привлекательной юрисдикцией для инвестирования в Украину.
Тем не менее, недавно возник вопрос о том, что Кипр может утратить свой статус «налогового рая». На прошлой неделе глава Комитета ВР Украины по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства Наталия Королевская зарегистрировала в парламенте проект закона «О едином налоге» (?7403). Параллельно с упрощением условий деятельности малого и среднего бизнеса законопроект также предусматривает существенное увеличение налоговых поступлений от крупных компаний, которые сегодня выводят средства из страны через «налоговые дыры». В частности, предлагается денонсировать Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Республики Кипр об избегании двойного налогообложения доходов и имущества. «Денонсация этого соглашения позволит значительно сократить объемы вывода капитала в Кипр, уменьшить количество операций с участием Кипра, конечной целью которых является минимизация налоговых обязательств. Таким образом будет нивелировано негативное влияние оффшорной зоны на налоговую систему Украины. Это обеспечит увеличение поступлений в бюджеты всех уровней», - считает депутат.
В свою очередь вице-премьер-министр Сергей Тигипко рассчитывает, что в ближайшее время Украина сможет выйти на новое взаимоприемлемое соглашение с Кипром об избегании двойного налогообложения. С. Тигипко отметил, что подготовка нового соглашения длится с 1997 года. За это время проект был парафирован сторонами, однако представители Кипра отказались подписывать соглашение, ссылаясь на замечания к тексту. «Процесс окончательного согласования с учетом новых требований кипрской стороны может затягиваться. Я лично давал поручение ускорить этот процесс. Но пока МИД говорит, что проводить эти переговоры достаточно сложно, потому что для нас кипрская сторона, для многих политиков, предпринимателей - оффшорная зона, но это страна Европейского Союза, и эти переговоры достаточно сложные. В ближайшее время, если кипрская сторона не даст нам ответа и не продолжит с нами конструктивно сотрудничать, мы предложим в одностороннем порядке соответствующие шаги, которые приведут к тому, что мы выйдем на взаимоприемлемое решение с кипрской стороной», - сказал С. Тигипко.
Что ж, будем надеяться, что новым соглашением удастся добиться компромисса между желаниями предпринимателей оптимизировать свои налоговые обязательства и желанием правительства наполнить госбюджет.
Иван Правдин,
«Судебно-юридическая газета»
Инфосправка
Фискальная политика Кипра: только цифры
Де-юре Кипр не является оффшорной зоной, а аналогичные договоры у Украины действуют применительно ко многим другим странам мира – за редким исключением, все они были подписаны или подписаны снова уже в период украинской независимости. Разница – в условиях этих договоров. Считается, что они призваны способствовать международной деятельности отечественных компаний, когда их «дочки» в других государствах не несут двойной налоговой нагрузки.
Налог на прибыль они платят, как положено в странах их регистрации, ставки налогов на дивиденды, проценты и роялти как раз прописываются в договорах об избегании двойного налогообложения. Размер ставок – от 5 до 25% на дивиденды, от 2 до 15% на проценты и от 5 до 18% на роялти в разных странах. Для кипрских компаний налог на прибыль – всего 10%, а дивиденды, проценты и роялти вообще не облагаются налогом. В Украине налог на прибыль – 25%, на дивиденды – 15%.
Кроме того, на сайте Государственного комитета статистики приведены данные о прямых иностранных инвестициях из Украины и в Украину, начиная с 2000 года. Все это время, до конца 2007 года, Кипр находится на втором месте в числе инвесторов, уступая попеременно США и Германии. Только по данным на 1 января 2008 года он выходит в лидеры по этому показателю, и занимает долю инвестиций размером в 20,1%.
При этом, вплоть до третьего квартала 2007 года, по объему инвестиций из Украины Кипр занимает почетное шестое-двенадцатое место с объемом в пределах от 2 до 4%. По состоянию на 1 октября 2007 года – уже первый, с 62,5%. По состоянию на 1 января 2008 года Кипр – абсолютный чемпион: у него 94% прямых иностранных инвестиций из Украины. По состоянию на 1 октября 2010 года в Украину инвестировано 9579,1 миллиона долларов, или 22,5% от общего числа инвестиций. В свою очередь Украина «инвестировала» в Кипр 6358 миллионов долларов, или 92,8% от общего числа инвестиций.