Прошлая неделя была жаркой не по погоде – в зале Верховной Рады принимали постатейно проект Налогового кодекса (далее – НК) во втором чтении. В итоге 18 ноября 2010 г. парламент таки принял первый в истории Украины кодифицированный акт налогового законодательства. За это решение проголосовали 269 из 348 народных депутатов, зарегистрированных в сессионном зале.
Между тем, еще накануне в столице собрались десятки тысяч предпринимателей, заявляющих, что в случае принятия НК в таком виде они уйдут в тень и перестанут платить банкам по кредитам. В свою очередь, представители власти четко озвучили свою позицию – те, кто создают «предпринимательский майдан», просто привыкли работать вне закона. В частности, Президент Украины Виктор Янукович отметил, что государство не должно создавать систему, в которой бы властвовал эгоизм большого или малого бизнеса.
К слову, не весь документ действительно такой одиозный и плохой, как о нем говорят: перечень местных налогов существенно сокращен, транспортный налог будет платиться лишь однажды – при первой регистрации, введение налога на недвижимость и депозиты переносится на несколько лет вперед, ставки налога на прибыль и НДС будут сужаться. Только вот самых мелких «эгоистов», избравших для себя упрощенную систему налогообложения, конечно, ждут неприятные сюрпризы – их станет меньше, но платить они станут больше. Тому, что принес Украине Налоговый кодекс (который пока еще не подписан Президентом), и посвящена сегодняшняя статья «Судебно-юридической газеты».
Прежде всего отметим повышение акцизного сбора на бензин, дизтопливо, газ. В итоге – с начала 2011 года цены на бензин повысятся в среднем на 50 копеек, на газ – на 25 копеек. Прежде всего, это ударит по карманам простых граждан, имеющих авто, а также всех перевозчиков и предприятий, использующих в своей хозяйственной деятельности транспортные средства. Соответственно – подорожает проезд во всех видах транспорта. Нужно отметить, что навстречу водителям в чем-то народные избранники все-таки пошли, отменив налог с дохода от транспортных средств. Теперь транспортный сбор будет платиться один раз – только при первой регистрации ТС. При этом ставки сбора снижены по сравнению с теми, что были предложены Кабмином в сентябре. Так, если раньше за каждые 100 куб. см легкового авто с объемом двигателя от 1,5 до 1,8 л предлагали взимать 14 грн., то теперь – 7 грн.
Не самым бедным гражданам парламентарии решили помочь также, выступив против повышения ренты на добычу нефти и газа, которая не менялась в течение последних трех лет. В частности, предлагается полностью отменить повышение ренты на добычу газа, а на добычу нефти — повысить не в 1,4 раза, как предлагалось ранее, а в 1,18 раза. Согласно оценкам экспертов, такое снижение ренты на добычу нефти от первоначально планируемого значения приведет к недопоступлению в бюджет 3,4 миллиарда гривен в год! При этом вряд ли эти деньги можно будет дополучить с повышения налогов для предпринимателей-упрощенцев, многие из которых просто не захотят продолжать бизнес.
Упростили – усложнив?
Во-первых, теперь единый налог положен только физическим лицам-предпринимателям, а вот юридических лиц лишили этой привилегии навсегда – они вообще не фигурируют среди субъектов, имеющих право на упрощенную систему налогообложения. Для ФЛП, правда, условия предусмотрели тоже не «аховские»: оборот не больше 600 000 грн. в год с кассовым аппаратом или 300 000 грн. в год – без кассового аппарата, и не более 4 наемных работников, включая членов семьи (8 работников – для ресторанного бизнеса). Кроме того отныне на упрощенной системе налогообложения не могут быть, среди прочего, предприниматели, которые работают в сфере развлечений (кроме деятельности по осуществлению компьютерных и видеоигр), производства и розничной продажи подакцизных товаров (кроме деятельности физических лиц, связанной с розничной продажей пива и столовых вин); производства и розничной продажи горюче-смазочных материалов; финансовой деятельности; операций с недвижимым имуществом; оптовой торговли и посредничества в оптовой торговле; деятельности в сфере наземного, водного, авиационного транспорта (кроме деятельности такси, деятельности автомобильные пассажирские перевозки и грузового транспорта); деятельности по проведению расследований и обеспечению безопасности; деятельности в области права; бухгалтерского учета и аудита; рекламной деятельности; розничной торговли через сеть Интернет; розничной торговли через торговые автоматы.
Ставки единого налога дифференцированы и более точно устанавливаются местными советами. В соответствии со ст. 294.1, если ФЛП проводит деятельность на территории населенных пунктов с численностью населения: а) свыше 500 тыс. человек, то ставка единого налога колеблется от 20 до 600 гривен; б) от 150 до 500 тыс. человек – ставка от 20 до 400 гривен; в) других городах ставка налога будет колебаться от 20 до 200 гривен.
НДС и другие налоги
Проектом предусмотрено поэтапное снижение налога на прибыль предприятий с 25% до 16%, а также снижение НДС с 20% до 17%. В частности, с 1 января 2011 года ставка налога на прибыль составит 23%, с 1 января 2012 года - 21%, с 1 января 2013 года – 19%, с 1 января по 31 декабря 2014 года – 16%.
Бухгалтерской работы у плательщиков налога на прибыль добавится – дело в том, что основные фонды, подлежащие амортизации, разделили на 16 групп. На данный момент их всего лишь четыре. Теперь по каждой группе основных фондов нужно будет делать отдельную амортизацию. С другой стороны, ряд объектов, которые раньше подлежали амортизации только при достижении нулевой балансовой стоимости, теперь все-таки приобрели реальные сроки годности – для компьютеров, например, установлен всего лишь двухлетний срок минимального использования, по истечении которого амортизационные отчисления нужно списывать с прибыли.
Как уже было сказано, местных налогов и сборов станет значительно меньше. Местных налогов вообще станет всего два: налог на недвижимость и единый налог. К сборам будут относиться сбор за осуществление определенных видов деятельности, за место парковки транспортных средств, туристический сбор. Дело в том, что сужение перечня местных налогов произошло с целью упростить отчетность для налогоплательщиков и по причине ненадобности и неэффективности этих налогов. К примеру, налог на рекламу, ставка которого составляет сегодня всего лишь 0,5%, платит мало кто, суммы смешные, а мороки достаточно.
Тест на выживание
Больше всего споров в парламенте вызывала статья 75 НК, которая регламентирует проведение проверок органами государственной налоговой службы. Текст нормы предусматривает проведение следующих видов проверок: камеральные, документальные (плановые или внеплановые; выездные или невыездные) и фактические проверки.
Новшество кодекса и «страшный сон» предпринимателя – фактическая проверка. Согласно ст. 80 НК, она осуществляется без предупреждения налогоплательщика. Фактической считается проверка по месту фактического осуществления налогоплательщиком деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности плательщика. Проверяется соблюдение порядка осуществления расчетных операций, ведение кассовых операций, наличие лицензий, патентов, свидетельств, производства и оборота подакцизных товаров, соблюдение работодателем законодательства о заключении и оформление трудовых отношений с работниками (наемными лицами) и т.д. Для ее проведения есть 7 оснований, одного из которых достаточно для «посещения» объекта. Одним из таких оснований, к примеру, служит письменное обращение покупателя (потребителя) о нарушении налогоплательщиком действующего законодательства.
Над страницей работали: Анна Воеводина, Алена Михайленко, «Судебно-юридическая газета»
|
|
Проверки |
|
Документальная невыездная проверка (камеральная) |
Камеральная проверка |
Единый налог |
|
ФЛП Юрлица: |
ФЛП Для юрлиц не предусмотрен |
Налог на прибыль |
|
Общая ставка – 25% |
Поэтапное снижение до 16% |
НДС |
|
Общая ставка – 20% |
Поэтапное снижение до 17% |
Транспортный налог |
|
Платится при регистрации, перерегистрации, прохождении ТО, юрлицами- поквартально |
Будет платиться при первой регистрации авто |
Местные налоги |
|
15 видов |
5 видов |
А тем временем
Лучшее – враг хорошего…
Удивительная законодательная техника была применена в прошлую пятницу народными депутатами. Едва проголосовав за принятие Кодекса в целом, уже на следующий день депутаты внесли в него изменения. Так что, окончательная редакция НК, который пойдет на подпись Президенту, будет несколько отличаться от той, что была проголосована 18 ноября 2010 г..
Так, была внесена поправка в раздел XIX «Заключительные и переходные положения», которой установлено, что лица, которые до вступления в силу главы 14 настоящего Кодекса, перешли на общую систему налогообложения с упрощенной системы, и не были зарегистрированы плательщиками НДС, подлежат обязательной регистрации плательщиками налога на добавленную стоимость с учетом требований пункта 181.1 статьи 181 раздела V. Объем налогооблагаемых операций определяется, начиная с периода перехода на общую систему налогообложения. Таким образом, все те предприниматели, которые заранее «сбежали» от новой «упрощенной» системы и перешли на общую систему налогообложения, в обязательном порядке станут плательщиками НДС независимо от своего желания. Интересно, что стать плательщиком НДС они могут даже «задним числом», поскольку они такими будут считаться с момента перехода на общую систему налогообложения.
Однако парламентарии решили «подсластить пилюлю» для бухгалтеров и предпринимателей, которые в панике предвкушали как будут разбираться с совершенно новой системой налогового законодательства уже с 1 января 2011 года. К тому же, у налоговых инспекторов и органов исполнительной власти также будет пару месяцев, чтобы подготовить свое виденье и регулирование специфических вопросов относительно применения норм Налогового кодекса. Так, согласно внесенным правкам в НК, финансовые санкции не применяются к плательщикам налога на прибыль предприятий и налогоплательщиков, перешедших на общую систему налогообложения за нарушение налогового законодательства по результатам деятельности во втором и третьем календарных кварталах 2011 года.
Комментарии
Народный депутат Виталий Заблоцкий (ПР):
– Основная задача Кодекса – отсутствие коллизий и противоречий внутри налогового законодательства. Но не менее важно, чтобы налоговая система стимулировала производство страны, подталкивала экономически состоятельных людей реализовывать себя в Украине. Конечно, существуют сейчас некоторые противоречия между социальной направленностью Налогового кодекса и наполнением бюджета. Но нельзя применять слово «пострадают» к тем, кто раньше вообще не платил или уходил от уплаты всей суммы налогов. Отныне таких лиц станет намного меньше. Безусловно, нужно следить за тем, чтобы не перегнуть палку и чтобы новые нормы не ударили по тем категориям людей, которые вынуждены заниматься предпринимательством, чтобы выживать, не от хорошей жизни. Как и в любом законодательном акте, в НК есть спорные нормы, но я думаю, что двигаться вперед нужно, и бюджет на следующий год должен приниматься на новой налоговой базе.
Народный депутат Павел Жебривский (НУ-НС):
– Принятие Налогового кодекса – вещь действительно нужная. Но тот Налоговый кодекс, который приняли, не урегулирует то, что должен был бы. И по большому счету, он уничтожает тот мелкий бизнес, который есть, а это не много не мало от 3 до 5 миллионов людей. Понятно, что это несколько шагов назад.
Народный депутат Николай Катеринчук (НУ-НС):
– У каждого законопроекта должна быть своя цель, а какая цель у этого Кодекса, кроме кодификации налогового законодательства? Да, кодификация произойдет, но задачи, которые лежат в плоскости проведения налоговой реформы, будут не выполнены, потому что закладывается абсолютно фискальный подход к развитию экономики. Не стимулирующий подход экономику, а именно карательно-фискальный, и это сопровождается фактически неограниче6нными полномочиями карательных органов.
После введения его в действие положение предпринимателей будет ухудшаться. В этой связи для предпринимателей есть 2 варианта развития дальнейших событий: закрываться или уходить в тень и находить «крышу» (прокурорскую либо милицию и налоговиков), и пытаться прокормить себя. А вторая позиция более активная – это протесты, которые мы видим на улицах.