Строительная отрасль в Украине является второй по травматичности и частоте несчастных случаев после шахт. Такое положение отрасли объясняется отсутствием квалифицированных кадров у компаний-застройщиков мелких и даже крупных объектов. В то же время строительная деятельность является наиболее «зарегулированной» в вопросах разрешительных процедур – здесь больше всего коррупции, сложнее и дольше всего оформляются документы на получение возможности законно выполнять работу.
Почему же при существовании такой сложной системы получения разрешений на проведение строительных работ сданные в эксплуатацию объекты несут опасность для жизни и здоровья населения? Ответ прост: как и все в нашем государстве, благие намерения контролировать качество и компетенцию субъектов, получающих лицензии и разрешительные документы, стали барьером для всех, в том числе и добросовестных, застройщиков. И не хочется вспоминать банальное «коррупция», но именно она стала основной причиной, которую озвучили инвесторы при отказе заходить в украинский рынок. По их подсчетам, чтобы начать легальный бизнес, в нашей стране нужно потратить на проведение разрешительных процедур для строительства (начиная с отвода земельного участка, заканчивая сдачей объекта в эксплуатацию) два года времени, а финансовые расходы при этом можно вполне соотносить с затратами на воплощение самого объекта.
Такие заявление европейских инвесторов подвигли отечественную власть обратить внимание на проблему в строительстве и разворошить этот улей проблем, поскольку грядущему Чемпионату по футболу «Евро-2012» требуется подготовка инфраструктуры на таком уровне, который Украине в одиночку не потянуть. Тем более, если проходить всю бюрократическую процедуру для постройки обычного отеля к Евро-2012, то инвестор сможет собрать все необходимые разрешения не раньше чем через 2 года. А когда же строить сам отель? Поэтому иностранцам строить у нас не выгодно. Но и нашим компаниям это не совсем выгодно, но деваться некуда. Поэтому и приходится закладывать в конечную стоимость объекта цену всех разрешительно-согласительных процедур: официальных и неофициальных платежей, составляющих основную статью расхода в получении разрешений. И это одна из причин высокой стоимости объектов строительства, начиная от жилой, заканчивая коммерческой недвижимостью. По подсчетам разработчиков нового проекта закона, упрощающего разрешительные процедуры, это позволит снизить конечную стоимость жилья на 20%. Страшно даже представить, какие финансовые потоки шли в обход бюджета в карманы чиновников при строительстве жилых домов, что в конце концов вынуждены были компенсировать обычные граждане, покупающие там квартиры.
Сегодня правительство планомерно движется к упрощению системы разрешительных процедур в разных сферах бизнеса – от туризма до строительства. На сегодня существует три нормативных документа, призванных разбюрократизировать строительную отрасль. Первое, что было принято, – это изменения в Лицензионные условия проведения хозяйственной деятельности в строительстве, связанной с созданием объектов архитектуры (внесены приказом Минрегионстроя от 06.10.2010 под ?392). Они были опубликованы в официальном издании 5 ноября, и соответственно, с этой даты вступили в силу.
Лицензионные условия – это документ, который является основным критерием оценки соответствия или несоответствия материально-технической базы и профессиональной структуры предприятия требованиям, которые необходимо соблюдать для исполнения строительной деятельности. Последней редакцией Лицензионных условий в строительной отрасли было изменено несколько принципов лицензирования. Так, например, в соответствии со старыми условиями, лицензионная комиссия дает квоты наличия необходимых сотрудников, которые должны быть на предприятии. Тогда требовалось жестко, чтобы на предприятии был полный комплект ответственных сотрудников, а теперь предприятиям дали возможность работать по неполному комплекту специалистов. То есть до 50% отсутствующих специалистов на предприятии, которые необходимы в соответствии с лицензионными условиями, могут быть набраны после получения лицензии до начала конкретных работ. Но к моменту подачи документов для получения лицензии предприятие должно объявить об открытии вакансии на эти специальности.
Кроме того, требования к лицензиям теперь будут зависеть от класса ответственности предприятия. Согласно новым условиям теперь существует три класса последствий (ответственности) для здания или сооружения: СС3 - значительные последствия, СС2 - средние последствия, СС1 - незначительные последствия. Например, если предприятие претендует на проведение работ, влекущих за собой незначительные последствия (класс СС1), то для получения лицензии оно может иметь 50% необходимых специалистов. Для класса высокой ответственности - СС3 (это например, возведение атомных электростанций, сложных мостов и т.д.) требуется 80% обученных специалистов.
Возможность не отыскивать стопки дипломов для подачи на лицензию – основное облегчение, которое испытают предприятия, желающие начать строительный бизнес. Поскольку ранее, чтобы оформить лицензию, требовалось наличие на предприятии целого перечня специально обученных людей и никто не вникал в то, что без лицензии предприятие не может работать, а соответственно — оформлять стольких работников в свои штаты. Тем более в последние годы в Украине сложилась неоднозначная тенденция: на фоне более 70% населения, имеющего высшее образование, стране явно не хватает специалистов, обученных рабочим профессиям: сварщиков, каменщиков, электриков, кровельщиков и т.д.
Просматривая новые Лицензионные условия, каждый, кто хоть немного сталкивался с процессом получения лицензии ранее, обратит внимание на существенно уменьшенные перечни видов работ, подлежащих лицензированию. В предыдущем классификаторе было 658 видов работ, в нынешнем – всего 108. Однако специалисты отмечают, что на фоне видимого облегчения в процесс лицензирования заложили подводные камни. Так, чтобы доказать право выполнения тех или иных работ, предприятию нужно будет подтвердить каждый пункт из перечня материально-технической базой. Поэтому на практике перечень необходимых документов для получения лицензии возрастет на порядок, поскольку для каждого пункта потребуется пакет подтверждающих документов о наличии на предприятии техники и оборудования. Так что, фактически те мероприятия, по которым разработчики условий попытались облегчить жизнь строителям, сошли на нет. Это новшество может иметь и другие последствия: в погоне за сбором документов некоторые предприниматели пойдут на предоставление экспертам сомнительных документов и справок о наличии несуществующего оборудования. А те, кто откажется идти по этому пути и не будет иметь в распоряжении всей обязательной техники просто не смогут получить лицензию. «Если мы раньше могли с высокой степенью достоверности взяться за подготовку к лицензированию частного предпринимателя небольшого предприятия, предприятия средней мощности, то сейчас они оказываются, мягко выражаясь, в невыгодном свете», - сказал представитель одной из экспертных организаций. Он также предположил, что последние законодательные инициативы (Лицензионные условия, Налоговый кодекс и т.д.) направлены на планомерное уничтожение малого и среднего бизнеса. Хотя не известно, кому это может быть выгодно, поскольку именно малый и средний бизнес – основа и опора любого государства.
Представители строительной отрасли также отмечают, что сейчас готовится новый закон об упрощении разрешительных процедур для начала строительства. Планируется отнести значительную часть работ к декларативному принципу, и только те, которые требуют значительных интеллектуальных затрат, привлечения большого числа специалистов, а главное – представляющих потенциальную опасность для окружающих, отнести к разрешительной системе. Прежде всего планируется ввести декларативный принцип начала строительных работ, когда объект, который хотят построить (отремонтировать), не представляет большой потенциальной опасности (частный дом, склад за городом, косметический ремонт и пр.). Такой же декларативный принцип будет предусмотрен и для ввода этого объекта в эксплуатацию. Он будет заключаться в подаче заявителем в соответствующую инспекцию государственного архитектурно-строительного контроля декларации о начале выполнения работ (или о вводе в эксплуатацию). Все это позволит существенно снизить коррупцию, которая существовала при получении таких разрешений, сократить сроки на получение разрешений, которые раньше задерживали строительство и эксплуатацию объекта. А также снизить стоимость самих работ, поскольку снижаются соответствующие расходы на объект.
Алена Михайленко,
«Судебно-юридическая газета»