Использование газобаллонного оборудования на машине позволит сэкономить как на бензине, так и на сумме транспортного сбора. Согласно ч. 6 ст. 3 Закона «О налоге c владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов», к ставке налога для тех, у кого стоит газовая установка, применяется коэффициент 0,5. То есть в результате владелец авто платит вдвое меньшую сумму налога с владельцев транспортных средств.
Самодеятельность может стоить жизни
Как показывает практика, газовые установки любят ставить таксисты и водители маршрутных такси – те, кому по долгу службы приходится изо дня в день накручивать много километров. Однако некоторые автолюбители устанавливают газобаллонное оборудование самостоятельно, без разрешений и согласований с госструктурами. То есть незаконно. Такая самодеятельность может стоить больших потерь в виде штрафов, лишения прав и даже возмездного изъятия автомобиля. Выгодность операции по техническому переоснащению своего автомобиля, конечно же, имеет следствием дороговизну и сложность процедуры по замене бензинного двигателя на газовый. Но все-таки это реально.
Начнем с того, что грозит владельцу авто, который самовольно поставил газобаллонное оборудование на свою машину, не предупредив об этом компетентные органы. В данном случае формируется состав правонарушения, предусмотренный сразу несколькими статьями Кодекса об административных правонарушений. Согласно ст. 121 КоАП, водителю вменяется нарушение правил эксплуатации транспортных средств в виде управления ТС, переоснащенным с нарушением соответствующих правил, норм и стандартов. За такое можно отхватить штраф в размере от 20 до 25 необлагаемых минимумов доходов граждан (YVLU) - от 340 до 425 гривен. Если водителя поймают в течении года еще раз, то штрафом он уже не отделается. Повторное нарушение влечет за собой лишение прав на управление NC на срок от 3 до 6 месяцев либо админарест на срок от 5 до 10 суток. Кроме того, ст. 121-1 КоАП предусматривается штраф в размере от 15 до 20 НМДГ (от 255 до 340 гривен) за эксплуатацию водителями ТС, идентификационные номера составляющих которых не соответствуют записям в регистрационных документах, уничтожены либо подделаны.
Далее. Необходимо учитывать еще и тот факт, что переоснащенное таким образом авто нужно перерегистрировать в МРЭО. Если этого не сделать, то возникнет правонарушение в виде управления ТС, не зарегистрированными или не перерегистрируемыми в установленном порядке. А это нарушение уже намного серьезнее. В первый раз можно заплатить штраф в размере от 10 до 15 НМДГ — всего-то от 170 до 255 гривен. Однако повторное на протяжении года совершение такого правонарушения влечет за собой более серьезный штраф (от 255 до 510 гривен) или общественные работы на срок от 30 до 40 часов с возмездным изъятием транспортного средства или без такового. То есть машину могут вообще отобрать!
Тернистым, но законным путем
Переоснащение своего авто с бензинного двигателя на газовую установку приведет к изменению полной массы транспортного средства и ее распределению по осям, типа двигателя, его веса и мощности, системы тормозного и рулевого управления, трансмиссии.
Согласно п. 4 Порядка переоснащения транспортных средств (утвержден постановлением КМУ ?607 от 21 июля 2010 г.), переоборудование ТС проводится субъектом хозяйствования, имеющим нормативно-техническую документацию на соответствующий вид переоборудования, согласованную в МВД и Минтранссвязи, и свидетельство о согласовании конструкции транспортного средства относительно обеспечения безопасности дорожного движения, или владельцем такого средства в индивидуальном порядке.
Как известно с целью переоборудования транспортного средства необходимо провести предварительный осмотр регистрационно-экзаменационным подразделением ГАИ МВД, по результатам которого получает соответствующий акт, составленный по форме, установленной МВД. Однако перед переоборудованием для работы на газовом моторном топливе и альтернативных видах жидкого и газового топлива осмотр ТС подразделением Госавтоинспекции МВД не проводится.
Для переоборудования ТС в индивидуальном порядке владелец авто подает в специально уполномоченную организацию, коими являются ГП «ГосавтотрансНИИпроект» и Центр безопасности дорожного движения и автоматизированных систем при МВД, заявление о согласовании переоборудования транспортного средства, в которой отмечаются сведения о ТС, виде переоборудования, а также техническая и другая информация, необходимая для проведения переоборудования. К заявлению прилагается копия свидетельства о регистрации ТС. Специально уполномоченная организация рассматривает заявление о согласовании и определяет техническую возможность и условия (требования) переоборудования ТС с учетом того, что его конструкция должна отвечать требованиям относительно обеспечения безопасности дорожного движения и охраны окружающей естественной среды. Срок рассмотрения заявления о согласовании не должен превышать 10 рабочих дней.
В документе о согласовании отмечаются сведения о ТС и его владельце, виде и условиях (требования) переоборудования транспортного средства с учетом того, что конструкция переоборудуемого транспортного средства должна отвечать требованиям правил, нормативов и стандартов Украины. Срок действия документа о согласовании составляет один год со дня его выдачи. Организация, выдавшая документ о согласовании, после этого посылает МВД в установленном порядке информацию о выданном документе о согласовании для внесения соответствующих данных в Единый государственный реестр ГАИ.
После переоборудования ТС в индивидуальном порядке владелец или его представитель избирает организацию по оценке соответствия и подает заявление о проведении оценивания соответствия переоборудуемого транспортного средства требованиям правил, нормативов и стандартов Украины, а также условиям (требованиям), изложенным в документе о согласовании. Организация по оценке соответствия: рассматривает заявление о проведении оценивания; проводит в установленном порядке испытание переоборудуемого ТС; принимает решение о подтверждении соответствия переоборудуемого транспортного средства требованиям правил, нормативов и стандартов Украины, а также условиям (требованиям), изложенным в документе о согласовании. Срок проведения оценивания не должен превышать одного месяца.
По результатам такого оценивания выдается сертификат соответствия для переоборудуемых автобусов и акт технической экспертизы или сертификат соответствия для других переоборудуемых ТС. По окончании всей этой канители придется пройти перерегистрацию транспортного средства и получить новый техпаспорт. Владельцам переоборудуемых ТС выдаются новые свидетельства о регистрации с указанием новых идентификационных номеров составных частей или особенностей конструкции, которые возникли в результате ее изменения.
Анна Воеводина,
«Судебно-юридическая газета»
Инфосправка
Кто хочет поставить газ на свой автомобиль?
Желающих установить газобаллонное оборудование можно разделить на несколько категорий.
1). Собственники коммерческих автомобилей, активно занятых в доставке различных товаров (Таврия – пикап, все модели Газелей, ГАЗ 3307 и ЗИЛ 433112). Эти машины проезжают в день от 100 до 500 км, и их владельцы считают каждую гривну, потраченную на заправку.
2) Руководители различных организаций — ставят газ на служебные авто с небольшим ежедневным пробегом также с целью снижения затрат на заправку.
3) Таксисты – практически все на газе, иначе без заработка.
4) Частники – владельцы машин эконом класса. Ездят много, считать умеют. Часто пригоняют на установку машину прямо из салона, так как «на старой газ был, и ему экономия понравилась».
5) Частники – владельцы машин бизнес класса. Основные мотивы - экономия на топливе и налогах.
Порядок регистрации ГБО в ГАИ
1. Владелец автомобиля, принявший для себя решение об установке ГБО, должен лично явиться в регистрационно-экзаменационный отдел ГАИ. Там берется стандартный бланк и заполняется «ЗАЯВЛЕНИЕ» на разрешение на переоборудование автомобиля. В заявление указываются данные владельца авто, модель, госномер, номер кузова, так что с собой желательно иметь техпаспорт. После этого вы идете в ближайший банк и платите 293 гривны. Относите квитанцию туда, где писали заявление, и ждёте до 10 дней, пока будет готово «РАЗРЕШЕНИЕ» на переоборудование.
2. Получив в ГАИ «РАЗРЕШЕНИЕ», пригоняете ваш автомобиль в согласованное время к установщикам, и они приступают к работе. По окончании монтажа, испытания систем, пробной заправки автомобиля газом, настройки и регулировки двигателя при работе на газе, вы получаете свой автомобиль и «ПАПКУ С ДОКУМЕНТАМИ» для регистрации переоборудования в ГАИ. Папка с документами должна содержать: а) акт приёма- передачи ТС с подписью заказчика и подписью и печатью исполнителя; б) свидетельство о согласовании конструкции ТС, выданное или ГП «ГосавтотрансНИИпроект» или Центром безопасности дорожного движения МВД Украины; в) договор на выполнение работ, он нужен только вам.
3. Приезжаете на автомобиле с установленным и исправно работающем ГБО в ГАИ, отдаёте свой паспорт, техпаспорт на авто и «ПАПКУ С ДОКУМЕНТАМИ» в соответствующее окно. Получаете на руки стопку квитанций, и снова их оплачиваете (около 350 грн). После этого вашу машину осматривает «ЭКСПЕРТ» и через некоторое время у вас будет новый техпаспорт, где имеется отметка об установленном ГБО.