Конституционный Суд Украины 12 октября вынес решение, которым признал неконституционными некоторые положения ЗУ «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» от 11 июня 2009 г. ? 1506-VI и Кодекса Украины об административных правонарушениях (кроме его распространения на лиц, указанных в ч. 1 ст. 120 Конституции Украины). КСУ решил, что неконституционно запрещать судьям и депутатам заниматься преподавательской и научной деятельностью в рабочее время, а также противоречит Конституции требование проверки близких родственников лиц, которые претендуют на работу в органы местного самоуправления и государственной власти (госслужащие).
Первым разглядел несоответствие Конституции некоторых норм статей указанных законов Верховный Cуд Украины. Именно он воспользовался своим правом на конституционное обращение и попросил КСУ вынести свое решение по этим вопросам. И Конституционный Суд поддержал коллег в том, что несколько из существующих норм действительно не соответствуют Основному закону по следующим причинам.
Решая вопрос о возможности занятия научной деятельностью в рабочее время, КСУ исходит из содержания ч. 2 ст. 127 Конституции Украины, согласно которым профессиональные судьи не могут принадлежать к политическим партиям и профсоюзам, принимать участие в любой политической деятельности, иметь представительский мандат, занимать любые другие оплачиваемые должности, выполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской и творческой. Это конституционное положение учитывалось при принятии соответствующих законов. В частности, в действующем ЗУ «О судоустройстве и статусе судей» от 7 июля 2010 г. ?2453-VI не содержится никаких ограничений относительно занятия судьями преподавательской, научной и творческой деятельностью (ч. 2 ст. 53).
КСУ также подчеркнул незаконность определения самого понятия коррупции, которое дается в указанных законах. Поскольку согласно ч. 1 ст. 9 Конституции Украины действующие международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлено ВР Украины, являются частью национального законодательства Украины, КСУ обращает внимание на то, что в ратифицированных Украиной Гражданской конвенции о борьбе с коррупцией 1999 года, Криминальной конвенции о борьбе с коррупцией 1999 года, Конвенции ООН против коррупции 2003 коррупционная деятельность непосредственно связывается с корыстными действиями (бездействием) должностного лица при исполнении возложенных на него должностных обязанностей. Указанное может быть понято как дача или получение взятки, злоупотребление служебным положением или влиянием, содействие отмыванию полученных преступным путем доходов, их сокрытия, хищения или нецелевого использования имущества, воспрепятствование осуществлению правосудия, а также незаконного обогащения как значительного увеличения доходов, превышающее законные доходы лица, которые оно не может разумно обосновать, и т.д.
Приведенные положения делают невозможным признание коррупционным осуществление сугубо научной или преподавательской деятельности, если она является источником законного и рационально обоснованного по размеру дохода, никак не связана с корыстными действиями (бездействием) лица при непосредственном выполнении возложенных на нее должностных обязанностей. Все эти особенности интеллектуальной сферы деятельности человека учитывает действующий ЗУ «О борьбе с коррупцией», который не устанавливает административной ответственности для лиц, уполномоченных на выполнение функций государства, за занятие преподавательской, научной, творческой деятельностью в рабочее время.
Напомним, что Закон ? 1506-VI должен вступить в силу с 1 января 2011 г., однако тепер есть серьезная причина для его доработки.
Алена Михайленко, «Судебно-юридическая газета»