О том, что принятие Налогового кодекса не принесет ничего хорошего малому бизнесу, говорят уже давно. А может, не так страшен кодекс, как его малюют? Что ж, судите сами, а мы представляем новшества скандально известного законопроекта ? 7101-1 от 21.09.2010, который, не смотря ни на что, уже прошел первое чтение.
Успешным не место в малом бизнесе?
Итак, малому бизнесу в «налоговой конституции» выделили целую главу 1 в разделе ХІV, определяющем порядок специального налогового режима. Речь идет об упрощенной системе налогообложения и отчетности субъектов малого предпринимательства.
Так, если до конца сего года «единщики» живут по правилам, предусмотренным Указом Президента от 03.07.1998 ? 727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учете и отчетности субъектов малого предпринимательства», то с принятием НК им придется пересматривать свое отношение к бизнесу, либо за них это сделает налоговая служба. Дело в том, что плательщиками единого налога смогут стать лишь те граждане-предприниматели, которые в течение календарного года, предшествующего периоду перехода на упрощенную систему налогообложения, будут отвечать совокупности двух критериев.
Первый – число лиц, пребывающих с ними в трудовых отношениях, одновременно не должно превышать 2 (!) человек, включая членов семей самих предпринимателей (при этом ранее на предпринимателя могло работать до 10 человек). По правде говоря, чем вызвано такое нежелание правительства содействовать трудоустройству населения, остается загадкой.
Второй - объем дохода не должен превышать 300 000 гривен. За неутешительными выводами ходить далеко не приходится. Ведь сегодня «единщиком» может стать ФЛ-П с годовым (календарным) доходом до 500 000 грн., причем остается только гадать, почему правительство считает, что доходы ФЛ-П на протяжении 12 лет предполагались неизменными, а в 2011 г. они должны снизиться на 200 000 грн.? Правда, законодатель предусмотрел, что граничный объем дохода будет ежегодно пересматриваться с учетом ежегодной индексации на индекс потребительских цен, установленных законом о Госбюджете на соответствующий год. Однако понятно, что колебания числа 300 000 будут весьма незначительными. Вызывает интерес норма, предусмотренная ст. 300 НК, устанавливающая ответственность для «единщика»: «В случае, если налогоплательщик более половины своего дохода за 3, 6, 9 или 12 месяцев нарастающим итогом с начала года получил от одного заказчика (клиента, покупателя), такой плательщик лишается права на уплату единого налога в этих периодах и уплачивает налоги и сборы согласно общей системы налогообложения». Таким образом, НК, не называя этот признак в ст. 291 НК, приготовил ловушку для ФЛ-П, который не дочитает главу, «себе посвященную» до конца. Понятно, что для торговцев такой вариант маловероятен, однако те, кто оказывают какие-либо услуги, могут лишиться льготного налогообложения.
В итоге от таких новшеств пострадают именно те, которых как раз и надо поддерживать всеми силами – прослойка наиболее успешных предпринимателей, владеющие небольшими магазинами, семейными юридическими консультациями, торговыми точками с 2-3 продавцами, мелкие транспортные предприятия. Безусловно, многие из них продолжат свой бизнес, перерегистрировавшись в малые предприятия, однако налоговый пресс в таком случае будет в 10-15 раз выше, что незамедлительно скажется на благосостоянии общества.
Априори богатым «единый» не нужен
При всем этом некоторые предприниматели просто не смогут получить единый налог по определению. Так, стать плательщиком по упрощенной системе налогообложения нельзя тем гражданам, кто занимается такими видами деятельности, как производство и розничная продажа подакцизных товаров (за исключением деятельности ФЛ-П, связанной с розничной продажей пива и столовых вин); финансовая деятельность; операции с недвижимым имуществом; оптовая торговля и посредничество в оптовой торговле; деятельность в сфере права; деятельность в сфере бухучета и аудита; розничная торговля подержанными товарами, товарами «секонд-хенд»; розничная торговля через сеть Интернет; розничная торговля через торговые автоматы и многое другое.
Очевидно, что «бухгалтеров-помощников» или, скажем, «юристов-одиночек» на рынке соответствующих услуг станет гораздо меньше. И это, в принципе, где-то верно. Скажем, очень часто встречалась ситуация, когда адвокаты за свои услуги получали приличные гонорары, но платили с них всего 200 грн ежемесячного налога. Убыток для государства, равно как и сверхприбыль для юристов – очевидны. Однако кому пришла в голову идея о том, что вся Интернет-торговля является очень доходным бизнесом, непонятно. Действительно, интернет-магазины при супермаркетах электроники надо было как-то заставить платить больше. Вот только при таком ограничении уйдут в тень и все остальные сетевые торговцы, для которых и 200 грн было значительной финансовой нагрузкой. Для многих из них Интернет площадка была всего лишь стартом для бизнеса, не требующего ни наемных работников, ни собственных, и уж тем более арендованных торговых площадей.
Ваши ставки, господа…
С принятием кодекса изменятся и ставки налогов для «единщиков», о чем свидетельствует ст. 294 НК. Так, «налоговая цифра» будет привязана к числу населения, проживающего на территории населенного пункта (и, конечно же, будет зависеть от типа хозяйственной деятельности из расчета на календарный месяц). Например, в местности с населением более чем 150 тыс. человек ставка налога будет составлять от 200 до 600 грн., на территории иных населенных пунктов – от 20 до 200 грн.
Но! Не спешите расслабляться, т.к. для физических лиц, осуществляющих свою деятельность в сфере информатизации, ставка налога устанавливается в размере 1000 грн. из расчета на календарный месяц. Еще один сюрприз ожидает ФЛ-П, которые осуществляют хозяйственную деятельность не по месту госрегистрации или на всей территории Украины – они получают одно свидетельство налогоплательщика и уплачивают налог по ставке 1500 грн. Решения об установлении ставок налога, их изменение принимаются и официально обнародуются органами местного самоуправления до 1 июля текущего бюджетного периода и вступают в силу с начала следующего бюджетного периода.
Статьей 298 НК названы особенности обложения плательщиков налогов отдельными налогами и сборами (обязательными платежами). Так, к примеру, налогоплательщики обязаны начислять, отчислять и перечислять в бюджет, ПФУ налог на доходы физических лиц, сборы и единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование, связанные с выплатой зарплаты (дохода) работникам, находящимся с ними в трудовых отношениях. Причем налогоплательщики «считаются налоговыми агентами нанятых ими лиц, которые находятся с ними в гражданско-правовых отношениях (работают по договору подряда, оказания услуги и пр. – прим. ред.), относительно каких-либо облагаемых доходов, начисленных в пользу таких лиц, включая какие-либо доходы, которые окончательно налогооблагаются во время их выплаты».
В свою очередь, «единщики» освобождаются от налога на доходы физических лиц в части доходов (объекта налогообложения), полученных в результате хозяйственной деятельности физического лица; налога на добавленную стоимость по операциям по поставке товаров и услуг, место предоставления которых расположено на таможенной территории Украины; сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности.
Юлия Габдуллина,
«Судебно-юридическая газета»